Воин-интернационалист Петр Лятэцкий трудится в ОАО «Кричевцементношифер». Он – машинист шагающего экскаватора. Мощная машина, а вес ее составляет 320 тонн, ему подвластна. Накануне Петр Иванович работал в ночную смену, но нашел время встретиться с корреспондентом районной газеты. Нелегко вспоминать военные будни, но как не рассказать о тех, кто до конца исполнил свой воинский долг. Они – пример для молодого поколения.
Вырос Петр Иванович в деревне Мирное. И по натуре он – человек мирный, но когда настал его черед, не искал обходных путей. А как же иначе, когда отец, Иван Адамович, – участник Великой Отечественной войны, отмечен боевыми наградами. Трудился бригадиром тракторной бригады в колхозе. В детстве дети, а их было в семье семеро, с интересом рассматривали отцовские награды. Была среди них и медаль «За боевые заслуги». Как известно, это – награда «за инициативные и смелые действия, сопряженные с риском для жизни, содействующие успеху боевых действий с врагами Советского государства». О чем тогда мечтали мальчишки, рассматривая отцовские награды? Может, думали о том, что давно ушло то героическое время.
Учился в начальной школе в родной деревне. Затем окончил восемь классов в Молятичской средней школе. Отец рано ушел из жизни, мать работала дояркой на ферме, награждена медалью «Материнская слава». Парню теперь самому нужно было думать о будущем. Решил получить профессию водителя автомобиля и автокрановщика в профессионально-техническом училище № 112. Профессия пришлась по душе и стала призванием. Сколько он исколесил дорог, в том числе и военных!
Осенью 1986 года Петра Лятэцкого призвали в армию. Приехали друзья, собрались родственники, соседи, считай, вся деревня, чтобы проводить будущего солдата. Звучали добрые пожелания, напутственные слова. Хотя у Петра и были основания, чтобы не идти в армию, но о таком никто и подумать не мог. В деревне все были твердо уверены, что обязанность каждого мужчины – в армии служить. Да и Петр был такого же мнения. Призывника отправили в учебную часть пограничных войск, которая находилась в городе Пяндж Таджикской ССР. Шесть месяцев напряженной военной учебы остались позади. Кого-то отправили в Афганистан, кого-то оставили в Союзе. Петр Лятэцкий попал во взвод подвоза пограничных войск, который базировался в Пяндже. Нужно было доставлять вооружение, боеприпасы, продукты в гарнизоны, которые находились на территории Афганистана – Тулукан, Кундуз…
Машины перевозили на баржах через реку Пяндж, потом – по пыльным афганским дорогам в страну, которая встречала засадами душманов, обстрелами. Хотя колонны автомобилей и сопровождали бронетранспортеры, боевые машины пехоты, а в воздухе висели вертолеты, но словить пулю из «зеленки» можно было всегда. Так под обстрелом погибли три солдата-пограничника, которые были призваны из Бобруйска.
…Жарко в кабине «Урала». А тут еще надет бронежилет! Окно в машине запрещалось открывать – душманы. Всегда рядом на сиденье – верный автомат, из которого часто приходилось стрелять на ходу из окна автомобиля. Неподалеку идет автомашина земляка из Бобруйска, Владимира Петровича, с которым сдружились за годы службы. Только доставили груз, нужно ехать назад, чтобы загрузиться, а потом – снова на территорию Афганистана. Снова под обстрел.
Однажды моджахеды блокировали колонну автомобилей в одном из горных ущелий. Недели две с половиной были в окружении. Продукты сбрасывали с вертолетов. А потом, когда деблокировали, двинулись дальше. Страшно было? Говорит собеседник, что ребята, наоборот, просились, чтобы их отправили в Афганистан на БТР.
Вышел приказ Министра обороны СССР об увольнении в запас и призыве на срочную военную службу. Передали автомашины и готовились отправиться домой. Но командование части попросило помочь. Нужно было вывозить из Афганистана вооружение, боеприпасы… Так хотелось домой, но и в помощи нельзя было отказать.
Командование попросило опытных водителей пересесть на бензовозы. И никто из водителей не отказал, в том числе и сержант Петр Лятэцкий, хоть каждый понимал, что в районе боевых действий это очень опасно. Любая шальная пуля – и верная гибель в огне. Уходили советские войска, а вслед двигались душманы.
Сержант Петр Лятэцкий и товарищи его призыва служили два года и три месяца. Но пришло время собираться домой. Так называемые дембельские альбомы уже готовы. Подгоняется парадная форма пограничника. В Душанбе отправились на обычном пассажирском самолете, а оттуда улетели в Москву. Поездом добирался до Орши, затем – на Кричев. Вышел на остановочном пункте – и пешком по заснеженной дороге на Мирное. Открыла двери мать. Все, он дома!
В память об огненном Афганистане – медали «За отличие в охране государственной границы СССР» и «За боевые заслуги», грамота Президиума Верховного Совета ССР, благодарность командира войсковой части за мужество, отвагу, смелые и решительные действия в бою. И матери, Евгении Тарасовне, пришло письмо с благодарностью, в котором было написано: «Вы можете гордиться своим сыном, он достойный защитник Родины». Добрым словом вспоминаются боевые товарищи, командир роты капитан Геннадий Федин, который всегда был в одной колонне, под обстрелами. Вспоминаются все павшие и живые, которых навеки скрепило боевое братство.
Владимир Далецкий.
Воин-интернационалист Петр Лятэцкий трудится в ОАО «Кричевцементношифер». Он – машинист шагающего экскаватора. Мощная машина, а вес ее составляет 320 тонн,