«Надеюсь, что картины вернутся, а Бабарико будет на свободе». Ольга Мжельская о связи политики и культуры
08.07.2020 12:03
—
Разное
|
Ольга Мжельская — менеджер в сфере культуры, пиар-специалист и блогер. Она помогает талантливым творческим проектам найти свою аудиторию, а читателям и зрителям — интересное и качественное в белорусском искусстве. Одна из главных заслуг Ольги — способность рассказывать об искусстве и культуре так, чтобы это было интересно массовому читателю. Как взрослым — для них она ведет популярный блог «Маленький гедонист», так и детям — Ольга инициировала издание детских книг об искусстве: «Мастацтва Беларусі ХХ стагоддзя. Віцебская школа», «Малевiч для дзяцей»,«Мастацтва Беларусі ХХ стагоддзя. Парыжская школа». Кроме того, в ее багаже пиар-кампания фильма «Хрусталь» Дарьи Жук, продвижение бара Svobody, 4 и помощь в выпуске пятитомника Светланы Алексиевич — Ольга нашла для него издателя. Громкие проекты, но до декрета Ольгу Мжельскую хорошо знали лишь в узких кругах. Как реализовать себя в такой сложной среде, как белорусская культура, наладить работу с суперактивным ребенком на руках и не уйти, отчаявшись, в чистую коммерцию — в этом интервью. «Я слышу много историй про то, как детей считали тупицами и унижали»Еще до появления дочери (наша героиня вспоминает, что работала до самых родов и еле поднималась по лестницам с огромным животом, однако не могла отказаться от работы над пиар-кампанией фильма «Хрусталь») Ольга знала, что в декрете будет не только заниматься ребенком, но и развиваться профессионально. Так, из личного инстаграм-аккаунта появились две инициативы, которые и принесли Ольге известность: (Оба проекта Ольга Мжельская делает не одна, а в партнерстве. — Прим. редакции.) Поскольку Ольга давно работает в сфере культуры, Artonist — это лекции, воркшопы об искусстве, арт-туры в другие города и даже страны, марафоны по художественным мастерским. А — Со мной много и терпеливо занималась бабушка, первая учительница тоже была абсолютно прекрасная. Но не всем так повезло: я слышу много историй про то, как детей считали тупицами и унижали из-за неспособности быстро сделать то, что у других выходит легко. Хоть это и первый проект, направленный на освещение проблем людей с дислексией, Ольга сталкивается с разными реакциями: — Мы работаем на личной инициативе и делаем то, что можем делать. У нас две задачи: помогать взрослым и детям с дислексией, информировать общество про то, что такой диагноз вообще есть. Помимо того что мы рассказываем про дислексию в медиа, сейчас идет марафон «Дислексия в жизни ребенка и взрослого», который предлагает полезные упражнения и информацию. А еще мы работаем с властями, чтобы менять ситуацию с образованием дислексиков более фундаментально. Но такое не происходит за один день. «Ты выстраиваешь какие-то варианты будущего, а потом рожаешь суперактивного ребенка»Несмотря на то, что у проектов Artonist и «Дислексия Беларусь» есть собственные страницы, больше всего читателей у личного блога Ольги Мжельской — Стеше год и одиннадцать месяцев, и все это время мой инстаграм превращался из аккаунта для поддержания связей со знакомыми в блог. Без рекламы аудитория выросла с 1500 до 4500 подписчиков: люди делились моими рекомендациями и текстами, за ними приходили новые люди. Ольга многое успевает, но нельзя сказать, что это дается ей легко: — Когда я планировала беременность, меня очень вдохновлял пример знакомой, дизайнера Кати Тикоты, которая ходила с ребенком на джазовые концерты. Они сидели в первом ряду, и малыш не издавал ни звука. Теперь я над этим планированием смеюсь. Потому что ты выстраиваешь какие-то варианты будущего, а потом рожаешь суперактивного ребенка. Дети, как и взрослые, все разные, и это можно только принять — такое открытие вообще многому учит. Теперь во время zoom-коллов Стеша рядом. В меня летят подушки и одеяла, в кадре то появляется ее голова, то исчезает моя. Поэтому я стараюсь вести коммуникацию в переписке: во-первых, так можно пообщаться без детских визгов над ухом, а во-вторых, из-за изменений гормонального фона у меня кошмарно ухудшилась память, поэтому все договоренности нужно иметь в письменном виде, чтобы вернуться и перечитать. «Нужно научиться жестко отсекать все лишнее»Главным в организации своей работы Ольга считает расстановку приоритетов: — Я не проходила никаких курсов по тайм-менеджменту, но интуитивно поняла главное правило: если ты хочешь заниматься не только ребенком, нужно научиться жестко отсекать все лишнее. Будет очень мало времени. Почти все я делаю при помощи телефона, урывками, между домашними делами. Бывает, что есть спокойный час, но может быть и так, что работаю промежутками по пятнадцать минут. На телефоне, держа в другой руке Стешу, я могу сделать даже мультимедийную презентацию! — смеется Ольга. Ольга подчеркивает: работать с ребенком — это не только тяжелый челлендж, но новая уверенность в своих силах. — У меня было много комплексов. Например, всю жизнь я пыталась выглядеть постарше. Потому что даже те люди, которые согласны, что гендерное равенство важно, что женщины должны профессионально развиваться наравне с мужчинами, до последнего времени смотрели на меня чуть свысока, мол, какая талантливая и активная девочка. И вот ты пять лет работаешь, десять лет работаешь — и для всех ты по-прежнему девочка, кто-то такой, с кем можно не считаться, кого можно не воспринимать всерьез. В этом плане беременность повысила мой статус: я стала ловить на себе совсем другие взгляды, как будто люди благодаря животу вдруг заметили, сколько мне лет и как давно я делаю то, что делаю. С рождением Стеши я и сама поняла, что действительно многое могу и что нужно перестать сомневаться в своей экспертности и силе. Работать с проектами в сфере культуры трудно: велик соблазн найти нишу попроще — и притом более денежную. Но Ольге это не подходит. — Муж в шутку говорит, что мою харизму и умение заражать своими идеями можно было бы применить в продажах дорогущих автомобилей, и я тоже иногда об этом задумываюсь. Это бы приносило хороший заработок, я бы не сомневалась, глядя на какую-то дорогую вещь, могу или не могу ее купить. Но я трезво осознаю, что мне такие работы неинтересны, они не зажигают меня. Мне всегда было понятно, что я хочу приносить пользу и делать проекты про культуру, причем реализуя их так, как я считаю честным и правильным. «Есть хорошие работы и за 100 долларов»Ольга говорит, что для покупки достойных предметов искусства не обязательно зарабатывать миллионы: белорус со средней зарплатой может не довольствоваться картинами из мебельных магазинов, а купить настоящую живопись или графику у художников. — Есть хорошие работы и за 100 долларов. И даже за меньшие суммы. Покупать можно напрямую у художников, написав им в социальных сетях. Или в фейсбуке: там сейчас появилась группа «123». Группа закрытая, чтобы была возможность проводить модерацию работ, поэтому новые участники добавляются только вручную. Для этого нужно быть в друзьях у Такие группы существуют в других странах, но для Беларуси идея свежая и важная. Во-первых, она делает процесс покупки произведений искусства более открытым, понятным и простым для всех, а во-вторых, из-за модерации хорошего куратора там не появятся какие-нибудь котята и букеты сирени, которые обычно продают в переходах метро. О том, как важно поддерживать талантливых белорусских художников, Ольга вспоминает и в связи с трагедией, которая произошла с Захаром Кудиным: в конце 2019 года Причиной трагедии близкие Кудина называли бедность: у того, чья картина находится в собрании Национального художественного музея, часто не было денег даже на талон. Ольга считает, что Беларусь слабо поддерживает свои таланты. — То, что художники не зарабатывают, — это мировая проблема, не только наша. Но в других странах гранты и государственные дотации позволяют мастерам и культурным проектам существовать. Захар Кудин никуда не попал: ни в государственную тусовку, ни в независимую. Живопись Захара не входила в рамки, а жить как большинство художников, то есть иметь основную работу и заниматься творчеством в свободное время, он не мог. Он был настолько художником, что для него существовало только искусство. «Прежде чем вести ребенка в музей, сходите туда сами»Ольга задумывается о воспитании вкуса у детей не только как мама, но и как человек, который профессионально работает с этой темой: — Я с командой делала детские творческие мастерские в галерее «Ў», а позже пришла к изданию книг, которые доступно рассказывают детям об искусстве. У Ольги есть лайфхаки, которые скоро пригодятся и для ее дочери Стефании, и для ваших детей:
«Это интеллигентные люди, которые сделали для нашей страны очень много»Политические события этого лета, по мнению Ольги, уже негативно повлияли на культуру: — Ситуация внушает тревогу. Из-за того, что происходит вокруг Белгазпромбанка, Виктора и Эдуарда Бабарико лично, многие важные начинания поставлены под вопрос. Речь и про исчезновение картин со стен галереи «Арт-Беларусь», и про то, что краудфандинговые площадки MolaMola и «Улей» не могут осуществлять свою деятельность. То, что в нашей стране был краудфандинг, изменило многое, в том числе и культуру. Стало понятно, что мы можем сами собирать деньги на то, что нам важно и нужно. Только книг было издано более двух сотен благодаря площадке ulej.by. И я надеюсь, что краудфандинг у нас еще будет. Надеюсь, что в галерею «Арт-Беларусь» вернутся картины, а Виктор и Эдуард будут на свободе. Это интеллигентные люди, которые сделали для нашей страны очень много. Ольга говорит, что в Беларуси вообще хватает имен, достойных внимания тех, кто интересуется искусством и хочет в нем разбираться: — Назову буквально пару человек, чтобы сориентировать. Из художников я очень ценю Кроме того, сейчас появились два молодых издания об искусстве — журналы Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Из серого кардинала важных проектов - в узнаваемого блогера. Рассказываем, как реализовать себя в такой сложной среде, как белорусская культура, наладить работу с...
|
|