Проблемные вопросы при реализации членами садоводческого товарищества права на внесение записи в книгу замечаний и предложений

Статья 3 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» гарантирует право граждан Республики Беларусь на обращение в организации путем подачи письменных, электронных или устных обращений, а также к индивидуальным предпринимателям путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.

Вместе с тем, на практике возникают сложности при реализации этого права, в частности, при необходимости внесения обращения в книгу замечаний и предложений садоводческого товарищества.

Так, в соответствии с пунктом 2 Положения о садоводческом товариществе, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 № 50 (далее – Указ № 50), садоводческое товарищество – это некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность на основе членства граждан, использования предоставленных для ведения коллективного садоводства земельных участков в целях выращивания плодовых, ягодных, овощных, декоративных и иных сельскохозяйственных культур, создания условий для отдыха и досуга, удовлетворения иных потребностей членов товарищества. Согласно норм Указа № 50 товарищество является юридическим лицом, и, как следствие, может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также нести связанные с этой деятельностью обязанности (статья 45 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Пункт 2 Положения о порядке выдачи, ведения и хранения книги замечаний и предложений (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2005 № 285) содержит обязанность организации на предъявление книги по первому требованию гражданина, а также запрет требовать от гражданина предъявления документов, удостоверяющих личность, или объяснения причин, вызвавших необходимость внесения замечания и (или) предложения.

Вместе с тем, анализ обращений по данному вопросу, поступающих в Комитет государственного контроля Минской области, показал, что в садоводческих товариществах отсутствует четкость при определении адреса места нахождения книги (находится, как правило, у председателя правления товарищества на его личном участке) и периода времени ее предоставления (члены товарищества убеждены, что могут в любое время обращаться к председателю правления по данному вопросу).

Однако необходимо обратить внимание на то, что председатель правления садоводческого товарищества осуществляет текущее руководство деятельностью товарищества на основании заключенного срочного трудового договора (контракта), то есть является работником товарищества. Председатель правления может как лично нести ответственность за ведение книги замечаний и предложений, так и назначить ответственным штатного работника.

Обязательными условиями трудового договора в соответствии со статьей 19 Трудового кодекса Республики Беларусь является указание в нем места работы, а также режима труда и отдыха работника.

Кроме того, в соответствии с требованиями пункта 5 Положения о садоводческом товариществе, устав товарищества должен содержать указание о месте хранения документов товарищества.

Таким образом, члены садоводческого товарищества вправе обращаться за выдачей книги замечаний и предложений к председателю правления в установленное для него рабочее время по указанному в уставе месту хранения документов. Нарушение законодательства о книге замечаний и предложений, в том числе, непредъявление книги по первому требованию гражданина, влечет за собой административную ответственность по статье 9.24 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

В целях соблюдения прав членов садоводческого товарищества полагаем необходимым информацию о режиме работы лица, ответственного за ведение книги замечаний и предложений, а также о конкретном месте нахождения книги размещать на территории товарищества в местах, доступных для обозрения.

В заключение хотелось бы обратить внимание членов садоводческих товариществ на то, что в соответствии с пунктом 6 Указа № 50 контроль за деятельностью садоводческих товариществ, оказание им правовой помощи осуществляют в соответствии со своей компетенцией местные исполнительные и распорядительные органы, на территории которых расположены садоводческие товарищества.

Государственными органами, ответственными за рассмотрение обращений по существу по вопросам деятельности садоводческих товариществ, дачных кооперативов, согласно норм Указа Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» являются районные исполнительные комитеты городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты, а также областные, Минский городской исполнительные комитеты.

В соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» контроль за деятельностью садоводческих товариществ также возложен  на областные, городские (включая Минский городской), районные исполкомы, местные администрации (контролирующий орган).

Управление экспертно-правовой работы и обращений

граждан Комитета государственного контроля Минской области