«Мы ушли в другой мир практически за это время». Как изменилась Беларусь с 90-х и что помогло сельскому хозяйству встать с колен. 21.by

«Мы ушли в другой мир практически за это время». Как изменилась Беларусь с 90-х и что помогло сельскому хозяйству встать с колен

01.08.2020 12:40 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Как реанимировали сельское хозяйство страны и чем жили белорусы, рассказали в проекте СТВ «Свой путь».  

Над пропастью во лжи. Кто задумал переписать историю лихих 90-х? И почему из этого ничего не вышло? Гибель империи: как на обломках великой державы построили новую? История, которая потрясла мир. И герои, которые оказались никому не нужны.  




Василий Ревяко, председатель СПК «Прогресс-Вертелишки», Герой Беларуси, заслуженный работник сельского хозяйства:  
У нас замкнутый цикл: своя пшеница продовольственная, своя мельница итальянская, своя выпечка хлеба. Поставляем на столы наших граждан примерно 600 тонн хлеба в год.  


Вертелишки сегодня кормят не только Гродно и область. Страда на экваторе, хозяйство бьет рекорды: урожай озимого ячменя – 121 центнер с гектара. Небольшой агрогородок всегда славился производством молока, мяса, здесь растут фрукты. Раки, хвастаются местные, специально для гурмэ.  


Василий Ревяко:
Мы были в стране родоначальниками по садоводству. Серьезно занимаемся говядиной. Производим 50 тонн молока в сутки. Частично сами перерабатываем – 10-12 тонн. Остальное отдаем на переработку на гормолзавод.  


Без малого 1,5 тысячи сельхозорганизаций, свыше 3 тысяч фермерских хозяйств, миллион личных подсобных хозяйств. Беларусь – видный игрок на постсоветском рынке. Как все начиналось 20 с лишним лет назад, сегодня вспомнят единицы.  



Подумать только: государство могло запросто лишиться отрасли, которая ежегодно приносит в казну свыше 5 миллиардов долларов и обеспечивает около 16 % экспорта. От продовольственной пропасти в свое время народ отделяли пару шагов.  



Михаил Русый, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по региональной политике и местному самоуправлению:  
Валюты нет, купить не за что. Никто не хочет продавать это зерно: ни наши братья – россияне, ни украинцы. Чехи дали кредит. По-моему, 107 долларов стоила тонна, а это дешево. 100 тысяч тонн пшеницы было приобретено в Чехии. И страна устояла, выжила.  

Василий Ревяко:  
Я помню, как мы стояли в очереди в магазине за сметаной, когда с фляги черпаком наливали каждому сметану. Ждали по 3-5 часов, когда с Волковыска в Мосты приедет машина, привезет две фляги.  

Мы очень далеко ушли. В повседневной жизни мы так не задумываемся и не анализируем. Мы ушли в другой мир практически за это время.  



Муки на трое суток. Именно столько было в закромах столицы чуть более четверти века назад. На страну – того меньше. Во избежание ажиотажа вводятся купоны. 400 граммов масла, кило сахара – столько полагалось семье. В километровые очереди стала вся Беларусь. Реформы, которые начались после развала СССР, привели к разрушению системы дотаций и росту убыточных сельхозпредприятий.   



Материальная база АПК подорвана, технико-экономический потенциал ниже плинтуса, диспаритет цен на промышленные товары и продукты достиг космических значений. Заработная плата сельчан составляла в эквиваленте 10 долларов. В таких турбулентных условиях Беларусь обретает суверенитет.  




Михаил Русый:   
Глава государства поставил задачи перед страной: первое – накормить людей (это продовольственная безопасность), это экспортный потенциал и жилье. То есть люди должны быть накормлены, иметь ресурс, зарабатывать валюту и есть возможность, где жить. То есть основные локомотивы.  

Поезд тронулся. Но как убрать зерно, когда в стране нет ни одной сельхозмашины?! Бывшие передовики спились, агрономы ушли в фарцовщики, комбайнеры махнули рукой на дело. Голодные, отчаянные, битые жизнью люди начинают с нуля.  



Учились на своих же ошибках. Сегодня этот энергонасыщенный трактор в 10 раз мощнее собратьев. Машины на пару с комбайнами гомельского и лидского производств, зерносушильные комплексы – рабочие лошадки в десятках хозяйств.  


Михаил Русый:  
Сахарная свекла. Помните, сахарные дела, сахарный бунт? Ряд министров теряли должности. Миллион тонн сахарной свеклы производили. Задача главы государства: в следующем году должно быть 3 млн тонн.  

Рассчитано было всё: сколько техники, какая, какие минеральные удобрения. Вплоть до того, что был подписан каждый мешочек с удобрениями – на какое поле.



Новые молочно-товарные фермы, современные картофелехранилища, свиноводческие комплексы, птицефабрики – чтобы больше никогда не стоять с протянутой рукой. Сомнительное приданое в руках умелых управленцев реанимируют в те годы по крупицам.   


Василий Ревяко:  
Конечно, мы не шли путем хирургическим – шла модернизация производства, шло техническое перевооружение. За эти годы, за 25 лет, мы произвели практически 500 тысяч тонн зерна. Это невообразимо, какое это большое количество. Одно хозяйство.  

Михаил Русый:  
В те времена, очень тяжелые времена, очень смутные времена, было принято главой государства единственное правильное решение – выбрать свой путь. Он состоял потом из десятков программ, посекторально. Но это был единственно правильный путь. За самый короткий период создали самостоятельную, суверенную, самодостаточную страну.  


 
Теги: Курсы валют, Гродно
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как реанимировали сельское хозяйство страны и чем жили белорусы, рассказали в проекте СТВ «Свой путь».   Над пропастью во лжи. Кто задумал переписать историю...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика