«Это же неправда, что мы закрываемся?». Основатель сети «Буслік» рассказал, что чувствовал, когда стал рушиться бизнес. 21.by

«Это же неправда, что мы закрываемся?». Основатель сети «Буслік» рассказал, что чувствовал, когда стал рушиться бизнес

02.12.2024 08:02 — Разное | ProBusiness  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: ProBusiness


Сергей Мисяченко.

Сергей Мисяченко, основатель сети магазинов детских товаров «Буслік» (сейчас находится в стадии банкротства) и владелец компании Lemon Invest, недавно наконец рассказал в СМИ о том, что случилось с бизнесом, который он развивал два десятка лет, а потом в одночасье потерял. И если с экономически-технической стороной истории все стало понятнее, то о личных переживаниях бизнесмен предпочел не говорить. Но «Про бизнес» встретился с Сергеем, чтобы узнать именно человеческую сторону неожиданной потери своего проекта.

«Было ядро сотрудников, которые верили до конца, что компанию можно как-то спасти»

— Вот ты осознал, что у бизнеса серьезные проблемы. Что ты делаешь? Например, созываешь всех топов и делишься с ними, чтобы вместе найти решение? Или, может быть, сразу сообщаешь каждому сотруднику?

— В последние 5 лет работы компании наш офис был в большом open-space пространстве. Все топ-менеджеры сидели почти буквально на расстоянии вытянутой руки друг от друга, от меня и от сотрудников подразделений. Собирать какие-то совещания вообще не было никакого смысла. Мы оперативно решали совместно все задачи. Поэтому все сразу знали, что происходило. И, естественно, информация тут же доходила до последнего продавца: товар не приезжает в магазин в начале сезона — уже все понимали, что есть проблемы.


— А как удалось добиться такой слаженности?

— Все очень просто. Каждый делегирует необходимые полномочия непосредственно своему подчиненному. У меня в подчинении были только 7 человек, дальше все происходило уже без меня. В общем, каждый четко делал свою работу. Поэтому информация распространялась мгновенно — и все знали, что именно нужно делать.

— Кто-нибудь сразу уволился, узнав о проблемах?

— Были единичные случаи, но основная масса людей уходила по мере необходимости для компании. И было ядро сотрудников, которые верили до конца, что компанию можно как-то спасти. Прямо до самого-самого конца. Это было пять человек.

У нас не было массового бегства из компании. Вся команда до последнего спрашивала: «Сергей Геннадьевич, это же неправда, что мы закрываемся?..» Никто не в это не верил. Все говорили, что такого быть не может и мы найдем выход. Надо сказать всем сотрудникам спасибо, что не было паники, не было никаких истерик. Все понимали сложившуюся ситуацию, и мы вместе принимали решения по уходу тех или иных сотрудников. И практически все уходили сразу же на новые рабочие места.


— То есть как-то помогали устраиваться?

— Им даже не нужна была помощь — квалифицированные сотрудники с легкостью находили работу.

— Они оставались в индустрии?

— Да. В ретейле дефицит кадров, поэтому опытные, подготовленные специалисты всегда в цене, особенно в крупных магазинах. Очень многие ушли в сеть «ДЕТМИР».

«Предприниматель всегда должен быть готов к неудачам»

— Что ты чувствовал, когда рушилась компания, которую строил 23 года? Это же почти как ребенка вырастить — и потерять. Или всегда надо быть готовым к тому, что однажды ты можешь закрыть свой бизнес?

— После этой истории, я сделал два важных вывода. Во-первых, предприниматель всегда должен быть готов к неудачам. Иначе ему будет очень тяжело.


Во-вторых, неправильно так долго заниматься только одним проектом: лучше несколько разных и вовремя из них выходить. У меня так сложилось, что я не смог выйти из проекта.

А что чувствовал? Конечно, было больно терять бренд, который мы создали все вместе. Реальный белорусский бренд, который пользовался успехом у покупателей.

— То есть это не привело к депрессии? Ты, образно говоря, не сидел и не рвал на себе волосы?

— Если ты допускаешь депрессию, то просто не справишься с тем потоком задач, которые перед тобой стоят. Делать надо было очень много. Надо было каждую минуту принимать решения, потому что у тебя все сыпется на глазах… Ты понимаешь, что строил компанию годами, а рушится она за считанные месяцы, даже дни. Связи, договора, контракты, люди — все очень быстро рассыпалось. Осталось только у всех очень много вопросов к тебе и твоей команде. Это шквал звонков, переговоров. Если позволить себе уйти в депрессию, можно погибнуть под руинами бизнеса. Мне некогда было даже думать об этом.

— Ты говоришь о том, что нужно было принимать сотни решений. Вероятно, среди них были и ошибочные. И я не только о том периоде, когда все было плохо. Какие ошибки за время развития бизнеса тебе запомнились больше всего?

— Я думал, что хорошо знаю многих людей в своей команде. И были случаи, когда ошибался. Причем ошибался как в отрицательную, так и в положительную сторону. В некоторых я был уверен на сто процентов — что они не подведут, что на них можно положиться, довериться, что они действительно сделают то, что говорят… А они тебя разочаровывают потом и предают.


Были и те, кто, наоборот, удивлял: я думал, что они недостаточно сильны или не готовы к таким потрясениям и событиям, а они оказывались просто «стальными гвоздями», которых было очень трудно сломить, и оставались до конца в компании.

Поэтому теперь я понимаю: нельзя быть самонадеянным насчет того, что ты разбираешься в людях. Это касается и команды, и поставщиков, и партнеров. Тебе вроде кажется, что все у вас четко и ровно, а на самом деле тебя уже давно со счетов списали.

— Но это же не значит, что вообще никому нельзя доверять?

— Нет, это значит только то, что нельзя быть самоуверенным. Порой мои планы разрушались, потому что люди вели себя не так, как я хотел или ждал от них.
Это была самая главная ошибка. А технических промахов было очень много, я даже не вспомню все. Это мелочи. Все завязано на людях, и вот к ним нужно относится внимательней.


«Не скажу, что я завидовал, но хотел бы оказаться на их месте»

— Ты сказал, что не смог выйти из бизнеса. Почему?

— На всех раундах, когда привлекали инвесторов, одно из условий было — основатель или топ-менеджер, который это все создал, должен остаться и у него должна быть доля. Всем хотелось, чтобы CEO владел долей в компании и относился к ней, как к собственной. И мне ни на одном из раундов не удалось выскочить. Я был привязан к компании.

— Ты завидовал тем партнерам, которые заходили и выходили потом вовремя из проекта, заработав хорошие деньги?

— Не скажу, что я завидовал, но хотел бы оказаться на их месте. Почему нет? Тем более, последние мои партнеры, которые выскочили до пандемии, очень выгодно вышли в кэш. Я бы хотел оказаться на их месте, но это нереально. А завидовать, растить в себе это чувство не очень хорошо. Зачем представлять то, чего не может быть? Это пустая трата энергии.


— Те, кто вовремя вышел и заработал, не предлагали свою помощь, когда начались проблемы?

— Слушай, это уже были абсолютно несвязанные вещи. У них совсем другая жизнь. Они заработали и выполнили свои цели. Это были мои партнеры, мои учителя, которые очень много сделали для компании, в то время, когда там работали. Но когда они уже не акционеры, зачем им участвовать в этом?

— Я подумал: иногда у людей случается такой порыв — вдруг это и произошло…

— Когда ты катишься в бездну, порывов помощи не возникает ни у кого.

— Однако ты говорил в других интервью, что банк вел себя в этой ситуации очень лояльно, даже лучше, чем инвестор. Получается, что не все отвернулись?

— Да, действительно. Банк повел себя максимально корректно. И это нам сильно помогло. Но в целом я не ждал ни от кого помощи.

«Главная ошибка при поиске инвестиций — неуверенность»

— После неудачи с бизнесом, ты стал консультировать другие компании по привлечению инвестиций. Что тебя к этому подтолкнуло?

— Я консультирую стартапы и предпринимателей, которые хотят привлечь деньги инвесторов, потому что пять раз сам привлек деньги в бизнес и знаю, как это делать. Мне это нравилось всегда. Меня драйвит, когда, условно говоря, нет ничего, кроме идеи, а ты что-то создаешь. Ты продаешь эту идею инвестору, а он тебе дает энергию в виде денег, благодаря которым удается превратить идею во что-то реальное.

— Какие ошибки совершают проекты, которые ищут себе инвестиции?

— Есть несколько ключевых промахов, которые я тоже допускал, когда был неопытным.
Первая ошибка — это обесценивание себя. То есть, надо всегда быть уверенным. Неуверенность в реализации, в подаче, в оценке своих идей. Это может разрушить практически все.

Вторая ошибка — это большая влюбленность в свою идею. Ее надо пропускать через критику, отношение к критике должно быть очень конструктивным. Нельзя, чтобы эта влюбленность торчала отовсюду — из питча, из модели. Так невозможно ничего продать инвестору.


Третья — отсутствие видения реализации. То есть, когда нет ответа, как ты будешь это делать, как «добежишь» в этом проекте до результата? Это продажи, маркетинг, команда. Многие рассказывают про себя и любовь к своей идее, а про реализацию этой идеи — вообще ничего.

Четвертая ошибка — это отсутствие ясных, четких показателей в периоде времени. На что будут потрачены деньги? К чему придет проект через месяц, через квартал, через год? К какому числу пользователей, к какой продаже подписок, к какому производству, к каким продажам?

— Стоит ли делать бизнес на свои деньги, или лучше всегда привлекать инвестиции, кредит?

— У меня никогда не было возможности делать бизнес только на свои деньги. Кому-то нравится делить на один: есть такие люди, которые говорят, что вообще не хотят никаких партнеров. Другие считает, что разделить с кем-то свои риски — это очень даже правильно. А у третьих просто нет денег. Что ему тогда делать?

На самом деле однозначного ответа не существует. Если тебе нравится самому рисковать в своем проекте, то делай так, как тебе кажется правильным в данный момент. Я как-то услышал такую историю. У одного очень известного сомелье спросили, какое вино он считает самым лучшим в мире. Он сказал: «Самое лучшее вино в мире то, которое вам нравится в данный момент». Поэтому нет рецепта, сколько у тебя должно быть партнеров или инвесторов, за свои или не за свои деньги открывать компанию…

— Важно только, чтобы бизнес работал и зарабатывал?

— Да, важна лишь реализация. Остальное все — чепуха.

— Посещая различные хакатоны, акселераторы и стартап-батлы, я обратил внимание, что между фаундерами и ивесторами постоянно возникает противостояние: фаундеры готовы отдать маленькую долю, обычно это 5−10%, за какую-то баснословную на данном этапе развития проекта сумму (сотни тысяч долларов); а у инвесторов позиция ровно противоположная — дайте, пожалуйста, 50% минимум, и я вам выплачу максимум «десятку». Как разрешить этот конфликт?

— Это все очень сильно зависит от проекта. Вопрос порой заключается в том, что именно в проекте может генерировать денежный поток и что, вообще, продается инвестору. Если, условно говоря, раунд закрывает какую-то небольшую потребность в расходах, и после этого раунда компания вырастает в капитализации, — это будет один какой-то подход к распределению долей. А если роль инвестиционного капитала очень высокая (например, нужен оборотный капитал), то — совсем другой.


Все зависит от того, какая отрасль, что за продукт и что этому продукту дает конкретный раунд инвестиций. Иногда у тебя просят очень большие деньги за очень маленькую долю, а ты даже не видишь, что с этими деньгами там будет хоть какая-то выручка. А бывает, что проект практически готов и нужна небольшая сумма, чтобы продукт стал вирусно распространяться и набирать клиентов.

Инвестор должен в это поверить, его нужно заинтересовать.

«Я ни о чем не жалею»

— Стал бы ты создавать «Буслiк», зная чем все закончится?

— Если предположить, что я все знаю, я бы сделал то же самое, но перед пандемией вышел бы из проекта. Это был самый лучший момент.

— То есть нет сожаления о том, что столько лет порачено и все разрушено?

— Нисколько. У нас в офисе была целая стена завешана благодарностями разных ведомств и потребителей. В 2006 году мы открыли магазин, в котором можно было купить все детские товары в одном месте, — такого в стране не было. По сути, мы стали родоначальником организованного ритейла детских товаров в Беларуси.

Это крутая заслуга. Как можно сожалеть о том, что ты создал легенду?Бренд до сих пор у всех на устах. То есть «Буслiка» не существуют с февраля 2024 года, а мы говорим о нем сейчас и он все еще актуален. Я считаю, что моя команда внесла вклад в историю страны, в историю торговли Беларуси.


— Что сейчас с процессом банкротства компании?

— Я ничего не могу озвучивать. Для этого есть антикризисный управляющий. Главной задачей была безопасность персонала. Это мы сделали и очень хорошо разошлись с персоналом, хотя было непросто.

— Можешь ли ты поделиться какими-то еще инсайтами, которые пришли к тебе после стольких проблем с компанией?

— Я осознал, что надо всегда быть в строю: нельзя бросать бизнес, куда-то уезжать. Нужно заниматься всем самому.

Кроме того, надо консультироваться с внешними профессионалами, потому что у тебя могут возникать вопросы, в которых ты не разбираешься. Для таких случаев в круглосуточном доступе должны быть профессиональные люди, которые имеют опыт, которые знают законодательство. Ведь ты должен принимать решения не только на входящих данных, но и на опыте профессионалов, которые в таких ситуациях уже когда-то бывали. Еще раз подчеркну, что это должны быть внешние специалисты, ведь внутренний консалтинг нередко приводит к ошибке. Очень важно иметь взгляд со стороны. Взгляд изнутри иногда совсем неправильный.

— Мне кажется, что временами он даже может быть неправильным преднамеренно…

— Да, люди могут что-то замалчивать. Поэтому мы очень часто нанимали внешних консультантов, чтобы решать какие-то задачи, в которых мы мало разбирались.

А еще я думаю, что самые главные твои кредиторы — это люди. Если ты попадаешь в такую ситуацию, ты должен отдавать себе отчет, что команда, с которой ты работал и работаешь, не должна пострадать.


 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сергей Мисяченко, основатель сети магазинов детских товаров «Буслік» (сейчас находится в стадии банкротства) и владелец компании Lemon Invest, недавно наконец...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика