16 сентября в Вильнюс приедет президент Беларуси Лукашенко. Он встретится с президентом Литвы, будет участвовать в открытии Белорусско-литовского экономического форума и национальной выставки "БеларусьЭКСПО-2009". Что этот визит Лукашенко в Литву значит для ЕС, Литвы и самой Беларуси, которая в последнее время пытается улучшать отношения с Западом?
Не стоит сомневаться в том, что
этот визит - составляющая новой геополитической игры "за
Беларусь". После военного конфликта между Грузией и
Россией в политике ЕС по отношению к Беларуси появились
качественные изменения. Доминировавшую до сих пор линию
демократизации Беларуси и изолирования режима А.Лукашенко
сменяет "двухсущностная" стратегия: с одной стороны,
продолжается работа с оппозиционными силами Беларуси
(линия демократизации), с другой стороны, ускорение
набирает политика "селективного" втягивания белорусского
политического режима, цель которой - уменьшение
зависимости этой страны от России.
Иными словами, в данное время ЕС отдает
приоритетное внимание политической и экономической
самостоятельности Беларуси. И все же, направление
демократизации режима тоже остается важным, только,
может, меньше акцентируется.
Визит А.Лукашенко "вписывается" в рамки этой
"двухсущностной" стратегии. Это событие отвечает и
интересам некоторых предпринимательских групп
(экспорт удобрений через Клайпедский порт, выход на
внутренний рынок Беларуси). С другой стороны, это
открывает "окно возможностей" перед президентом Беларуси
вести свою политическую игру.
"Потепление" отношений с ЕС А.Лукашенко
оценивает простой логикой - "сделаю всех". ЕС
и Литва, как окно Беларуси в Европу,
А.Лукашенко нужны лишь, чтобы получить новые
финансовые ресурсы для угасающей экономики страны,
открыть рынок ЕС перед белорусской продукцией и укреплять
мощь в отношениях с Москвой. Но как только требования ЕС
начнут пробираться во внутреннюю политику Беларуси,
А.Лукашенко первый же закроет "открытые окна" и "новые
страницы двусторонних отношений". Президент Беларуси
прекрасно понимает, что дальнейшие перспективы развития
режима больше всего зависят не от ЕС, а от России.
Если сравнить рычаги давления на Беларусь, имеющиеся у ЕС
и России, очевидно, что позиции России крепче. Москва в
любой момент может вытащить "энергетическую карту"
(приблизить цену на газ для Беларуси к европейской) и так
по сути развалить социальную и экономическую систему этой
страны, которая стоит на глиняных ногах. До сих пор
А.Лукашенко избегал этого сценария, разрешая российскому
капиталу приобретать какое-либо стратегическое
государственное предприятие. Однако в будущем этого может
быть недостаточно.
Есть ли у ЕС подобный канал влияния на Беларусь?
Очевидно, что нет, поскольку все применявшиеся до сих пор
санкции ЕС (устранение Беларуси из торговой системы
преференции, отказ ЕС в выдаче виз А.Лукашенко и
нескольким десяткам чиновников, международная изоляция,
"замораживание" двусторонних отношений и др. методы) не
срабатывали. Поэтому, пока у ЕС не будет рычага давления
подобного характера, какой есть у Москвы, "потепление"
отношений между ЕС и Беларусью будет развиваться по
сценарию А.Лукашенко.
Итак, важнейший вопрос, которым должны задаться
архитекторы внешних политик Литвы и ЕС: как
установить такие "правила игры" двусторонних
отношений с Беларусью, чтобы А.Лукашенко не мог менять их
в одностороннем порядке? Один из наиболее ярких примеров
такого изменения "правил игры" - выделение 31 декабря
2008 год Международным валютным фондом кредита в размере
$2,5 млрд. для стабилизации белорусской экономики с
условием, что Беларусь усилит монетарный контроль и
предпримет меры по либерализации своей экономики.
В мае 2009 года миссия МВФ, оценив усилия Беларуси по
либерализации экономики, констатировала, что
процесс либерализации носит "косметический"
характер. Очевидно и то, что процессы приватизации и
либерализации в белорусской экономике (частный сектор в
белорусской экономике создает 25-30% ВВП) фрагментарны и
не оказывают значительного влияния на изменения в
экономике.
А.Лукашенко и продолжает оставаться инициатором
этих процессов, арбитром и принимает окончательные
решения. Все приватизационные договоры в 2007-2008 гг.
подписано только с согласия А.Лукашенко. Централизация
белорусской экономики позволяет А.Лукашенко сохранить
контроль над бюрократическим аппаратом и обеспечить
лояльность политической элиты в обмен на ограниченный
подход в экономическим ресурсам. Иначе говоря, все
реформы контролируются. Поэтому и говорить о каких-либо
стабильных «правилах игры» в этой стране нет
смысла.
Даже если какому-нибудь предприятию с литовским капиталом
удается войти на белорусский рынок, когда меняется
направление политических ветров (Из-за геополитических
игр А.Лукашенко), эти литовские инвестиции в Беларусь
могут также быстро вытеснены оттуда. Здесь и проявляется
необходимость в осторожной оценке стремления А.Лукашенко
поиграть в «сближение» с ЕС.
«Многовекторная» внешняя политика А.Лукашенко,
лавирование между ЕС и Россией показывает, что он
стремится получить от Запада как можно больше финансовых
инъекций (через кредиты, дотации и субсидии), но вместе с
тем избежать обязательств по осуществлению структурных
реформ, либерализации хозяйства страны или изменений
политической системы. Это также свидетельствует о том,
что уступки А.Лукашенко очень ограниченные.
В долгосрочной перспективе Запад все же видит
Беларусь демократическим государством и "без
Лукашенко", поэтому не стоит сомневаться, что ЕС
снова поднимет планку демократии, а это автоматически
будет означать, что игра А.Лукашенко в
«сближение с Западом закончится.
Иными словами, в отношениях с Россией
А.Лукашенко решает дилемму самостоятельности
или лояльности, а на Западном фронте совершенно другая
дилемма - сохранение режима или демократия. И это
дилеммы свершено разных уровней, т.к. в первом
случае - А.Лукашенко все еще может проектировать свое
политическое будущее (даже в статусе уровня губернатора
России), а между тем во втором - точно нет.
Витаутас Сириос Гира, Центр исследования Восточной
Европы
16 сентября в Вильнюс приедет президент Беларуси Лукашенко. Он встретится с президентом Литвы, будет участвовать в открытии Белорусско-литовского экономического форума и национальной выставки "БеларусьЭКСПО-2009". Что этот визит Лукашенко в Литву значит для ЕС, Литвы и самой Беларуси, которая в последнее время пытается улучшать отношения с Западом?