Полковник Олег Алкаев, бывший начальник минского СИЗО №1, ныне живущий в Германии, настаивает на том, чтобы предстать перед судом.
Книга Олега Алкаева «Расстрельная команда» содержит целый ряд систематизированных свидетельств о прямой причастности теперешней власти к исчезновению политических противников правящего режима. Презентация этого издания на голландском языке состоится в октябре в Гааге. В интервью «Салiдарнасцi» полковник Алкаев отвечает на вопросы о книге и не только.
– Как мне говорили, голландский вариант Вашей книги немного дополнен?
– Дополнен комментариями политиков и фотоснимками. В сам текст книги изменения не вносились.
– В интервью газете «Летувос ритас» Александр Лукашенко, отвечая на вопрос об исчезнувших оппонентах, на замечание «Преступники до сих пор не найдены» сам ответил вопросом: «Почему вы без суда определили кого-то в преступники? Вы представитель демократического общества, поэтому должны понимать, что преступники – это когда суд принял решение». Как Вы можете это прокомментировать?
– Александр Лукашенко, как всегда, оригинален. А кто мешает провести детальное расследование и после этого суд?
К тому же, Парламентскую Ассамблею они что, за дураков держат? Парламентская Ассамблея Совета Европы признала факт похищения политиков и причастность к этому белорусских властей. Доклад Христоса Пургуридеса и выводы ПАСЕ – это базовый документ. Белорусские власти не только его не смогли опровергнуть – они вообще по этой проблеме не сказали абсолютно ничего нового.
Давайте называть вещи своими именами: мы говорим не об исчезнувших, а об убитых людях.
– Первую презентацию книги «Расстрельная команда», насколько я помню, провёл кандидат в президенты Александр Козулин – во Дворце республики, во время регистрации Центризбиркомом, в присутствии Александра Лукашенко. Козулин тогда сказал, что необходимо провести реальное расследование и привлечь к суду либо лиц, названных в Вашей книге – либо Вас за клевету. Вы готовы к такому разбирательству?
– Совершенно верно. Я не только готов – я даже настаиваю на этом. Если я кого-то оклеветал – почему меня не подвергают уголовному преследованию?! Ведь белорусские власти обращаются на международном уровне по гораздо более мелким поводам. Против меня, как ни странно, нет. Меня почему-то игнорируют.
Пусть сюда приезжает следователь, допрашивает меня. Я готов предстать перед судом вместе с этими людьми: я за своё буду отвечать, они -- за своё. Вот Павличенко, вот Алкаев – пожалуйста, допрашивайте. Я тоже буду вправе свои вопросы поставить.
Книгу «Расстрельная команда» не получится применить в качестве аргумента против меня: эти аргументы перевернутся. Придётся давать объяснения по поводу сокрытия фактов, уничтожения документов, и прочее, и прочее, и прочее. Я хочу, чтобы такое дело было заведено. Но в белорусской прокуратуре работают люди неглупые, – они понимают, к чему это приведёт.
– Как Вы считаете, возможны ли какие-то «подвижки» в деле о похищенных при теперешней власти?
– В сегодняшних условиях это нереально. В этом не заинтересован, прежде всего, Лукашенко – по понятным причинам.
Вот недавно Лукашенко заявил: «Следы ведут в Германию». Здесь не такое государство, чтобы не разобраться с этим…
– Вас тревожили по этому поводу?
– Нет. Они ведь уже знают, что к чему. Вот когда я только сюда приехал – проверяли на всех уровнях, можно сказать, от кончиков ногтей до корней волос. А сейчас им всё понятно.
– Олег Леонидович, для следующей презентации Вашей книги не случайно выбран именно город Гаага, где размещается Международный трибунал ООН?
– Честно говоря, я не знаю: так решил издатель. Возможно, он учитывал этот фактор – а, может быть, там просто удобнее по каким-то другим причинам. Как бы там ни было, это символично.