Политологи и эксперты продолжают критиковать предложения властей по изменениям в избирательное законодательство. Свое мнение по данному поводу в интервью «Белорусскому партизану» высказал заместитель председателя БСДП (Грамада) Анатоль Сидоревич.
- Нужно ли нам ждать изменений в
избирательное законодательство?
- Вчера на первой полосе «Звязды» я
прочел заголовок: «Аляксандр Лукашэнка: "Усім кандыдатам
на выбарах прэзідэнта і ў мясцовыя саветы дэпутатаў
будуць створаны аднолькавыя ўмовы". Это заявление лишний
раз свидетельствует, что мы живем в недемократической
стране, что у нас демократии и прав не столько, сколько в
Австрии и Франции, как когда-то утверждал бывший директор
совхоза. В тех же Австрии и Франции обещание главы
государства предоставить кандидатам на выборные должности
равные условия звучало бы дико. С другой стороны,
Лукашенко этим заявлением публично признал, что у нас до
сих пор кандидаты на пост президента и в депутаты не
имели равных условий для ведения избирательных кампаний.
Наконец, верить обещаниям Лукашенко может лишь тот, кто
очень желает в их поверить. В прошлом году перед выборами
в «палатку», если мне не изменяет память, звучали точно
же такие обещания. И этим обещаниям поверила Европа. И
даже отдельные оппозиционные политики. Одному из них
через европейских дипломатов власть внушила, что он может
стать спикером «палатки». И, представьте себе, он
поверил. А в конце сентября чмякнулся задом в лужу.
Немецкий же посол Вайс ничего лучшего не придумал, как
стать адвокатом нынешней власти. Он попробовал пустить в
ход старую легенду о добром царе и плохих боярах: мол,
«верхи» хотели провести нормальные выборы в «палатку», а
«низы» властной вертикали их не поняли.
Для того, чтобы в избирательное законодательство были
внесены существенные изменения, нужно чтобы поменялась
антидемократическая сущность этой власти, этого
режима.
- До какой степени власти готовы
«либерализировать» ИК?
- Уже то, что вы взяли слово «либерализировать» в
кавычки, свидетельствует, что вы сами в либерализацию
Избирательного кодекса не верите. Совершенно естественно
было бы, если бы каждый кандидат имел такой же, как
Лукашенко, доступ к СМИ, особенно электронным. Абсолютно
необходимо, что бы каждый кандидат имел своего
представителя в каждой избирательной комисии. Наконец,
наблюдатели должны иметь возможность реально следить за
подсчетом голосов на участках. Кстати, все эти условия в
большей или меньшей степени были соблюдены на
президентских выборах 1994 года. Не было бы этих условий
- Лукашенко никогда не стал бы во главе государства.
Придя к власти, Лукашенко попрал эти демократические
нормы. К слову, так действовали все диктароры, пришедшие
к власти через справедливые и прозрачные выборы.
Вчера в той же «Звяздзе» я прочел, что игра в поддавки
уже состоялась. По согласованию с господином Лукашенко
мадам Ермошина внесет господину Лукашенко "шэраг
прапаноў, накіраваных на ажыццяўленне некаторых прапаноў
АБСЕ і беларускіх палітычных партый". А уж
Лукашенко внесет эти предложения в «палатку», «палатка»
их проштампует...
Как следует из текста в «Звяздзе», новые нормы будут
касаться исключительно технических сторон избирательного
процесса - «спрашчэння парадку вылучэння кандыдатаў у
дэпутаты, мераў па дадатковай ахове скрынь для
галасавання, забеспячэння надзейнасці датэрміновага
галасавання і іншых тэхнічных момантаў, якія маюць
патрэбу ва ўдасканаленні». Мадам Ермошина особо отметила,
что ее предложения касаются того, "што ўжо даўно
прымянялася ў Беларусі на практыцы», но не было внесено в
Избиральный кодекс. А теперь прикиньте: применялся ли
после переворота 1996 года в нашей стране принцип равного
доступа кандидатов к СМИ, практиковалось ли у нас
массовое участие прадставителей оппозиции в работе
избирательных комиссий и реальное наблюдение за подсчетом
голосов?
- Почему такая разбежка между
кампаниями: апрель 2010 - февраль 2011 года?
- Это чисто политическое, волевое решение. И это еще одно
свидетельство, что у нас «верхи» чхали на закон.
Попробовал бы президент Саркози своим ордонансом
сократить срок полномочий городского совета Парижа или
президент Австрии Фишер - срок полномочий какого-нибудь
земельного парламента… Это решение также свидетельствует
о том, что безголосые местные советы Беларуси не имеют
никакой опоры в народе. В то же время власть поступает
логично: мы эти советы сформировали - мы их
расформируем.
Формально-правовых оснований для такой разбежки в сроках
проведения двух избирательных кампаний нет. Полномочия
Лукашенко, «избранного» на очередной пятилетний срок 19
марта 2006 года, и полномочия местных органов власти,
«избранных» в 2007 году на четырехлетний срок,
заканчиваются в первой половине 2011 года.
Полагаю, что перенос выборов в местные советы обусловлен
тем, что «вертикаль» хочет провести предварительный
зондаж общественного мнения. Известно, что в 2008 году
она провела подсчет голосов, поданных в период досрочного
голосования на выборах «палатку». Итоги были
неутешительные, и 28 сентября власть отказалась даже от
тех скромных обещаний, которые она давала Европе. Выборы
2010 года в местые советы подскажут режиму, какие способы
ему употребить в 2011 году. Кроме того, власть надеется,
что к тому времени как-то «рассосется»
финансово-экономический кризис.
Надо отметить, что «вертикаль» уже начала деятельную
подготовку к избирательной кампании 2010 года.
Поскольку в избирательных комиссиях треть мест отводится
представителям общественных организаций, учителей массово
принуждают вступать в «Белую Русь». Не надо будет
удивляться, что эта самая «Белая Русь», да профсоюз
работников образования, да ДОСААФ и другие подобные
организации густо будут заменять собой в участковых
комиссиях весь остальной спектр общественных
организаций.
Политологи и эксперты продолжают критиковать предложения властей по изменениям в избирательное законодательство. Свое мнение по данному поводу в интервью «Белорусскому партизану» высказал заместитель председателя БСДП (Грамада) Анатоль Сидоревич.