Вопрос о соотношении евро — доллар будет поднят на встрече глав 20 крупнейших стран мира, ожидаемой в ноябре
За один евро уже дают полтора доллара. Что дальше? Хотя к этому все шло, само известие о преодолении психологически важного барьера вызвало легкий шок даже у руководителей европейских центробанков. Что и понятно: дорогой евро действует как подножка только–только оживающей от последствий мирового финансового кризиса европейской промышленности, во многом ориентированной на экспорт. Цены у американских конкурентов выглядят намного привлекательнее, их товар и расходится в первую очередь. «Это катастрофа! — эмоционально выразился на сей счет личный советник президента Франции Анри Гэно. В голосе европейцев явно слышна обида чуть ли не на весь белый свет. Американцев упрекают в искусственном сдерживании доллара, китайцев — в том, что они также искусственно сдерживают юань ради своих экспортеров, а образовавшийся долларовый навес — только в сентябре это 68 миллиардов — направляют в европейские бонды, что еще больше вздувает курс евро.
— В чем причины резкого подорожания европейской валюты? Как это может отразиться на нас, на белорусской экономике в целом? — спрашиваю начальника управления информации Национального банка Анатолия Дроздова. Ведь и в наших банках доллар дешевеет, а евро дорожает.
— А чего еще можно было ожидать после того, как США влили в свою, а значит, и в мировую экономику полтора триллиона ничем не обеспеченных долларов? — вопросом на вопрос отвечает он. — Хотя нет худа без добра. Импортные товары, номинированные в американской валюте, теперь обходятся дешевле. Это касается в первую очередь сырья и энергоносителей. А вот наш экспорт, во многом ориентированный на страны Евросоюза, стал приносить больше дохода.
Другая сторона — платежи, номинированные в евро, например, автомобильные страховки. За них сейчас приходится платить больше. Но, возможно, ситуация изменится? Вопрос особенно интересен тем, кто озабочен будущим своих валютных сбережений. Вот и некоторые аналитики настаивают: рано доллар хоронить. Он еще отыграет свое, и к новому году за евро опять будут давать 1,33 «зеленых».
Но в Европе, похоже, не намерены пассивно ждать развития событий. Вопрос о соотношении евро — доллар будет поднят на встрече глав 20 крупнейших стран мира, ожидаемой в ноябре. Пытаясь остудить настроения, президент США вновь высказался за сильный доллар. Однако федеральная резервная система не спешит повышать учетную ставку, что могло бы поднять интерес к доллару в глазах финансистов. В общем, слова с делом не сходятся.