16-17 ноября в Брюсселе состоится встреча министров иностранных дел стран ЕС, на которой будет обсуждаться дальнейшее развитие отношений Беларуси и ЕС и будет принято решение о судьбе визовых санкций, касающихся белорусских чиновников.
Есть ли основания говорить об
улучшении внутрибелорусской ситуации, а, значит,
есть ли основания для отмены санкций в отношении
белорусского чиновничества? Об этом в интервью
«Белорусскому партизану» рассуждает политолог Алесь
Логвинец.
- Спадар Алесь, за прошедшие девять месяцев
произошли в Беларуси существенные изменения? Кроме
возвращения двух негосударственных газет в подписку
и киоски «Белсоюзпечати», иных изменений, пожалуй, и не
наблюдалось. А о возможном изменении избирательного
законодательства Минск заговорил перед принятием
очередного решения Советом ЕС.
- Существенных изменений, в лучшую или худшую сторону, в
Беларуси не произошло. Ситуация патовая, она застыла на
определенном уровне. В мониторинге BIIM, подготовленном
белорусскими общественными и правозащитными организациями
в сотрудничестве с иностранными партнерами
(http://www.civicbelarus.eu/content/download/559/3752/file/BIIM%20Monitoring%20October%20Update.pdf),
перечисляются как положительные (таких пять), так и
отрицательные (семь) шаги властей Беларуси. Вывод
мониторинга - прогресс в сторону соответствия ожиданиям
ЕС по подлинному реформированию и принятию мер для
выполнения международных стандартов невелик.
Относительно разговоров об изменениях
избирательного законодательства. Ясно, что власти
вынуждены «наступать на горло собственной песни» и
соглашаться на пересмотр определенных моментов
Избирательного кодекса только в результате постоянных
вопросов со стороны Запада. Каковы будут эти изменения,
мы увидим в будущем. Кстати, восточного соседа Беларуси
нынешнее избирательное законодательство и практика вполне
устраивали, и, кажется, продолжают устраивать.
Если же говорить не только о внутренних факторах, но и о
внешних, то существует определенная динамика: Беларусь
пробует улучшать свои отношения с западными, северными и
южными соседями, она присоединилась к инициативе
Восточное партнерство, продолжается сотрудничество с
МВФ.
Важно, что существует, по крайней мере, на словах,
общенациональный консенсус относительно приоритетной
важности сотрудничества с ЕС для модернизации белорусской
экономики и получения новых технологий, а также по
вопросу стоимости шенгенских виз.
- Каким может быть решение Совета ЕС 16-17
ноября в сложившихся условиях? И почему
именно такое, как думаете?
- Думаю, в решении Совета ЕС могут появиться некоторые
новые элементы. Но в любом случае, качественных изменений
в любую сторону не предвидится. В том числе и потому, что
внутри Беларуси давление на власти недостаточное, к
большому сожалению.
- Оппозиционные политики склоняются к тому, что
Совет ЕС очередной раз продлит тестовый период и даст
Минску новое «домашнее задание». Что стоит включить в это
задание? И есть ли вообще смысл - давать задания, которые
попросту не выполняются, игнорируются?
- Движение «За Свободу» всегда выказывалось за
разработку «дорожной карты» сотрудничества и обязательств
сторон в диалоге ЕС-Беларусь.
Важно также понимать, что основной рычаг контроля
за исполнением «домашнего задания» - у белорусского
народа, который, наверное, еще не до конца осознал
важность именно такого задания. И именно в этом
направлении мы прилагаем свои усилия, чтобы изменить
общественное сознание.
16-17 ноября в Брюсселе состоится встреча министров иностранных дел стран ЕС, на которой будет обсуждаться дальнейшее развитие отношений Беларуси и ЕС и будет принято решение о судьбе визовых санкций, касающихся белорусских чиновников.