Высказывания Александра Лукашенко на совещании по вопросу формирования Таможенного союза породили массу новых вопросов. Ведь если президент не знает, на каких условиях строится этот союз, то кто знает?
Вообще на совещании глава государства сделал весьма грамотные замечания. Они касались экономической выгоды вступления Беларуси в Таможенный союз с Россией и Казахстаном. Но если ранее чиновники регулярно приводили доводы обоснованности такого вступления, а «Ежедневник» неоднократно просил экономистов подискутировать на тему пользы или вреда Таможенного союза для страны, то теперь выяснилось, что предмет дебатов весьма размыт и аморфен. Ведь ранее предполагалось, что, вступая в союз, Беларусь знает, что делает. Оказывается, это не совсем так.
В частности, президент констатировал, что на сегодняшний день нет никакой ясности ни по вопросу об отмене экспортных пошлин на нефть, которые применяет Россия, ни по единому ценообразованию на природный газ и другие энергоресурсы на территории Таможенного союза. «Доводы о том, что эти вопросы будут урегулированы потом в рамках единого экономического пространства, неубедительны. Никаких заверений, клятв и обещаний не принимается. Решать должны сейчас. Мы должны видеть конкретные решения», – сказал глава государства. По его словам, нет ясности и в том, как будут распределяться между бюджетами трех государств таможенные пошлины за импортируемые товары из третьих стран. Не понесет ли бюджет Беларуси потери в связи с использованием такого варианта? Чем могут быть компенсированы упущенные выгоды при участии в Таможенном союзе, сформированном преимущественно на условиях российской стороны?
Кроме того, у Александра Лукашенко есть вопросы по Единому таможенному тарифу, который планируется ввести в действие с 1 января 2010 года. Сделаны ли четкие расчеты и анализ по каждому направлению и по каждой товарной позиции на предмет возможных выгод или потерь? Проведена ли работа с белорусскими организациями и предприятиями по учету их интересов и подготовки к новым условиям хозяйствования?
То есть ключевые вопросы до сих пор не решены. В то же время в конце ноября в Минске на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС планируется подписание документов, которые должны положить начало функционированию Таможенного союза. Получается, что времени на детализацию всех нюансов уже практически нет.
Разумеется, у правительства имеются предложения по всем поставленным главой государства вопросам. Но насколько они приемлемы для России и Казахстана? А если не приемлемы, то будут ли спорные моменты решаться методом простого голосования?
Александр Лукашенко предупредил, что по многим вопросам Россия и Казахстан будут выступать консолидированно, ведь у них имеется углеводородное сырье. Проще говоря, интересы этих стран могут идти вразрез с интересами Беларуси. А если Таможенный союз не снизит для Беларуси остроту проблемы по цене поставок энергоресурсов, то зачем нам такой союз? Примечательно, что и чиновники, и президент при разговорах о Таможенном союзе упорно стараются обходить тему растаможки автомобилей, которая активно муссируется в обществе. Похоже, что они действительно пока не знают, по какому сценарию будет происходить передел пошлин. Вполне вероятно, что автомобильная тема может быть положена на алтарь государственных интересов, если вариант энергопоставок в рамках ТС для Беларуси будет удобоваримый. Но она также может быть поднята в качестве одной из причин белорусского демарша, если интересы России и Казахстана окажутся доминирующими. А о том, что подобный демарш (или отсрочка ряда связанных с Таможенным союзом новаторств) вероятен, свидетельствуют многочисленные вопросы и сомнения президента.
Высказывания Александра Лукашенко на совещании по вопросу формирования Таможенного союза породили массу новых вопросов. Ведь если президент не знает, на каких условиях строится этот союз, то кто знает