Продолжение следует. 21.by

Продолжение следует

07.12.2009 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Проблема осложняется еще и тем, что в ряде отраслей нефтехимии, пищевой и легкой промышленности, тяжелом машиностроении Россия и Беларусь ожесточенно соперничают между собой.Хотя сами подписавшие соглашение о Таможенном союзе не устают твердить о грядущих процентах роста ВВП и миллиардах сэкономленных долларов, экономический интерес больше прельщает "младших" партнеров. Для руководства же России гораздо важнее выигрыш политический. Ведь на базе экономических соглашений можно будет перейти к созданию общих политических структур, а этого давно добивается Москва.

Сначала пряник.

Сам факт заключения после долгих проволочек со стороны руководства РФ Таможенного союза свидетельствует о возобладании в российском истеблишменте (надолго ли?) точки зрения тех, кто уверен, что для сохранения влияния на страны так называемого ближнего круга следует разработать новые подходы к правящим элитам стран СНГ. Причем многие считают, что эту фракцию в партии власти возглавляет сам Дмитрий Медведев.

Представители же противоположного лагеря по-прежнему в качестве основного и самого действенного инструмента российской политики в ближнем зарубежье рассматривают трубу (газовую или нефтяную - не имеет значения).

Зависимость ключевых на постсоветском пространстве стран (таких как Беларусь, Украина, Молдова) от поставок российских энергоносителей или их транзита через Россию (Азербайджан, Казахстан, Туркменистан) они предлагают использовать не только для овладения через подконтрольный бизнес командными высотами в их экономиках, но и для проведения отвечающей интересам Кремля внешней политики.

Автором такого подхода считают Владимира Путина. И в бытность президентом, и сейчас он широко использует энергоносители как рычаг интеграции "по-московски", что дало основание одной из российских журналисток удостоить его титула "газовый император".

Однако события последних лет показали несостоятельность подобных расчетов. Вопреки ожиданиям, вовлечения объектов энергоэкспансии в сферу российского влияния не происходит, напротив, налицо их явное и ускоряющееся удаление от Москвы. И если она будет следовать такой политике и впредь, то российским властям вскоре придется уступить Европе или США контроль над территорией, где раньше без оглядки на Кремль ничего не решалось.

Россия не осознает, что выгоды, получаемые странами СНГ от сотрудничества с ней, постоянно сокращаются, а издержки - экономические, политические, да и моральные - столь же неуклонно растут. Если Москва не придумает, за счет чего удержать эти страны от дрейфа на Запад, то однажды окажется, как отмечает на www.gzt.ru Федор Лукьянов, "что граница ЕС уже подвинулась к Брянску, а новые базы НАТО из Румынии переехали на территорию Молдавии".

Вспомним в связи с этим, какие существенные изменения претерпела после кавказской войны в августе прошлого года политика Евросоюза на постсоветском пространстве. За эти территории началась острая геополитическая конкуренция между Брюсселем и Москвой. И наиболее явной она стала  именно на белорусском направлении.

Привязать по новой.

Перед фактом растущей активности Европы Россия старается вовлечь Беларусь (хотя бы и уступками по нефтегазовым ценам) в максимально тесные, юридически обязывающие отношения и не допустить ее "ухода" от Москвы.

Поскольку модель Союзного государства себя уже явно исчерпала, функцию "поводка" должен теперь выполнять Таможенный союз. Одновременно предпринимаются попытки наполнить конкретным содержанием ориентированные на Москву региональные организации, где Минск играет одну из ведущих ролей, - ОДКБ и ЕврАзЭС.

Понятно, что Европейский Союз, напротив, заинтересован, чтобы никакой интеграции вокруг Москвы не происходило, а постсоветские государства, важные в плане не только транзита энергоносителей, но и общеевропейской геополитики, включались в проекты, альтернативные московским. Чтобы не допустить закрепления Минска в зоне российского влияния, Евросоюз стремится заинтересовать Беларусь участием в собственных инициативах, которые он предлагает на своей периферии (в частности, имеется в виду участие в "Восточном партнерстве").

Но ориентация на Европу, как считает ряд экспертов, чревата лично для Александра Лукашенко потерями властных полномочий, поскольку ЕС (вольно или невольно) не может не проецировать собственную политическую модель на страны-соседи. Выбор же в пользу тесного взаимодействия с Россией вроде бы позволяет сохранить существующую политическую систему, однако грозит утратой контроля над собственной экономикой, поскольку Москва заинтересована в консолидации единого экономического пространства, в котором она, естественно, рассчитывает доминировать.

Можно предположить, что по вопросу реализации соглашения о Таможенном союзе и тем более трансформации его в единое таможенное и единое экономическое пространство уже в ближайшем будущем развернется ожесточенная борьба между подписантами, особенно между Москвой и Минском. Оно и понятно: каждый захочет, особенно в условиях кризиса, взять побольше, а уступить поменьше.

И хотя руководитель департамента экономического сотрудничества со странами СНГ Минэкономразвития РФ Сергей Чернышев заявил на днях, что создание Таможенного союза и Единого экономического пространства позволит впредь не допускать "молочных" и других торговых войн между Беларусью и Россией, сомнения остаются.

Яблоки раздора.

Одна из основных причин будущих противоречий, полагает аналитик ФГ "Калита-Финанс" Алексей Вязовский, в том, что основной статьей формирования федерального бюджета является выручка от экспорта нефти и газа, металлов, удобрений и прочего сырья, то есть товаров, основные покупатели которых находятся за пределами Таможенного союза, и обнуление пошлин на них не в лучшую сторону скажется на соответствующих российских доходах.

Проблема осложняется еще и тем, что в ряде отраслей нефтехимии, пищевой и легкой промышленности, тяжелом машиностроении Россия и Беларусь ожесточенно соперничают между собой. Причем во многих случаях результат этой борьбы, как подчеркивает первый вице-президент и исполнительный директор компании "Сумма Капитал" Марат Шайдаев, складывается не в пользу российских производителей. И если Россия в рамках Таможенного союза не обеспечит защиту интересов отечественных участников российского рынка, они не смогут выдержать конкуренцию.

Это дает основание директору департамента стратегического анализа компании ФБК Игорю Николаеву утверждать: соглашение о Таможенном союзе не может гарантировать, что новых "торговых войн" не будет. И если российские чиновники захотят, то смогут запретить все что угодно, найдя кучу претензий.

Характерно, что примерно то же утверждал на встрече с членами Совета руководителей государственных информационных агентств СНГ 24 ноября 2009 г. и сам Александр Лукашенко. По его словам, так называемые "торговые войны" между Беларусью и Россией возникают тогда, когда российские производители не выдерживает конкуренции с белорусскими. Вместо того чтобы "честно конкурировать с нами, идут к Путину и говорят, что Лукашенко субсидирует и по дешевке поставляет продукцию".

Но уже через три дня белорусский президент отказался от своих опасений, подписав документ о Таможенном союзе. Возможно, он действительно поверил, что Москва сдержит свое слово (подкрепленное энергольготами) и в минимальные сроки будут сняты все препоны перед нашими товарами на российском рынке. А возможно, просто взял тактическую паузу, чтобы посмотреть, насколько вырастут ставки в соперничестве за его благосклонность между Москвой и Брюсселем.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Создание Таможенного союза, судя по всему, не поможет преодолеть противоречий между РБ и РФ.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика