"Завтра твоей страны": "Почему белорусы враждебны друг к другу, но лояльны к государству". 21.by

"Завтра твоей страны": "Почему белорусы враждебны друг к другу, но лояльны к государству"

09.12.2009 12:30 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Социологи констатируют: усиление конкуренции на рынке труда в условиях кризиса приводит к росту настороженности в обществе и более негативному восприятию других людей. В то же время люди осознают, что могут рассчитывать только на себя и не ждут помощи от государства.

Как выяснилось в ходе дискуссий во время опроса фокус-групп, проведенного лабораторией «НОВАК» в рамках проекта Белорусского института стратегических исследований (Литва), в белорусском обществе усиливается настороженность, негативизм в отношении других. Респонденты недоброжелательны к холостякам, женщинам без семьи, коллегам с высшим образованием, тем, кто получает более высокую зарплату, потому что видят в них конкурентов.

- Особенно это актуально для работников промышленных предприятий и молодежи, поскольку они становятся той группой, в которой происходят сокращения и которые встают по удар, - констатирует руководитель проектов маркетинговой компании INDECOM Марина Батурчик.

Психолог Надежда Цыркун считает, что нет ничего удивительного в том, что люди начинают проявлять не самые лучшие черты своего характера, когда ресурсов, в том числе материальных, становится меньше.

- Это естественное состояние человека бороться доступными средствами за место под солнцем. Иначе мы просто не выживем, - отмечает психолог. - В случае если ресурсов в принципе достаточно и можно, потеряв в одном месте, найти что-то в другом, зависть находится в подавленном состоянии, и человек способен ее контролировать. В кризис конкуренция ужесточается, агрессия выходит из-под контроля.

Между тем, как подчеркивает психолог, зависть -- это сигнал к тому, что где-то упущен момент для создания собственного ресурса. В каждом конкретном случае это означает, например, повышение квалификации или уровня образования.

Опрос в фокус-группах зафиксировал также падение ожиданий населения от государства – социальная поддержка со стороны властей не рассматривается гражданами как вероятный вариант помощи.

- Белорус воспринимают государство, как такой же субъект, как и себя самого – в кризис оно тоже пытается как-то выжить и не может «подкладывать соломку» домохозяйствам, - поясняет этот тренд Марина Батурчик. - Население полагает, что государство тоже будет «ужимать» потребление, сокращать пособия, инвестиции. И не винит власти в ухудшении своего положения, поскольку кризис имеет мировые масштабы.

Выходит, каждый отдельный гражданин может рассчитывать только на себя. Вот почему весьма критическим моментом для белорусов становится наличие кредитов на жилье и крупные покупки – это является фактором страха и беспокойства.

- Люди говорят: «Если бы не было кредита, может быть, я бы оставил работу и искал бы другие более прибыльные варианты. Но я не могу этого сделать, потому что нет социальной страховки и я выхожу один на один с необходимостью выплачивать свои долги, - отмечает Марина Батурчик.

Что же планируют белорусы делать в этих условиях? Наиболее распространенная тактика – остаться на месте любой ценой в надежде на возвращение к исходному уровню.

- Происходит обвал потребностей, претензий и амбиций. Работники в большинстве своем готовы сделать шаг назад, - резюмирует эксперт.

В связи с сокращением рынка труда происходят изменения и в поведении работодателей. Они начинают «давить» на наемных работников, стимулируя их к активной работе под угрозой увольнения.

И белорусы приспосабливаются. Они готовы жить хуже, согласны снижать требования к условиям труда, трудиться на менее квалифицированных работах, меньше зарабатывать и даже находиться в бесконечном отпуске за свой счет, лишь бы сохранить свое рабочее место.

Виктор ЛИСТОПАДОВ, Владислав ПРОТАСКИН, "Завтра твоей страны".

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Социологи констатируют: усиление конкуренции на рынке труда в условиях кризиса приводит к росту настороженности в обществе и более негативному восприятию других людей. В то же
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика