29 января завершается формирование территориальных избирательных комиссий по выборам депутатов местных Советов. Промежуточные итоги этого процесса можно подвести на примере формирования областных комиссий — эта стадия уже завершена. И ее результаты не принесли позитива оппозиции. В большинстве случаев ее представителям было отказано во включении в состав комиссии.
Напомним, местные выборы проходят по измененному Избирательному кодексу, корректировки которого касаются, в том числе, и правил формирования комиссий. В частности, ответственным за этот процесс государственным органам рекомендовано минимум треть состава комиссии формировать из представителей партий и общественных объединений.
Эту законодательную норму оппозиция изначально не рассматривала как некую дверцу, через которую ее представители смогут беспроблемно попасть в комиссии. Суть внедрения этой опции имеет отчетливый экспортный характер — Европе надо было продемонстрировать законодательно закрепленный рост роли общественности в избирательных процессах.
Но только показать и не более того. Реально расти влиянию третьего сектора, конечно же, не дадут. Что, в принципе, и продемонстрировал процесс формирования областных комиссий. Необходимая треть представителей партий и общественных объединений есть в каждой из семи (шесть областей и Минск) комиссий. Причем все они сформированы в максимально возможном составе — по 13 человек.
Например, Минская городская избирательная комиссия целиком состоит из партийцев и общественников. Причем, 13 мест отдано 13 различным структурам. Два места получили представители оппозиционных партий — «Справедливый мир» и ОГП. Правда, отказали Партии БНФ. Но по сравнению с регионами ситуация в Минске выглядит практически идеальной.
Впрочем, состав минской комиссии городского уровня — это, скорее, исключение из правил. Все-таки столица! Здесь сосредоточены посольства западных стран и международных организаций, которые, наверняка, будут тем либо иным образом за выборами наблюдать. Им нужна картинка. А вот низовые комиссии, очевидно, «идеализировать» не будут и сколотят из лояльных общественных структур и выдвиженцев трудовых коллективов.
Набор всегда готовых встать под ружьем «общественников» от одной кампании к другой не меняется — БРСМ, ФПБ, «Белая Русь», союз женщин, союз офицеров, ветеранские организации, а также просыпающиеся раз в два года партии — Белорусская социально-спортивная партия, Коммунистическая партия Белоруссии, Республиканская партия труда и справедливости, сюда же можно отнести и Либерально-демократическую партию, изредка мелькающую в информационных сводках благодаря подвешенному языку своего лидера.
Представители именно этих организаций и заняли почти все места в областных избиркомах. Дозу «крамолы» кроме минской городской комиссии допустили также в Бресте, где в состав областной комиссии включили представителя БСДП (Грамада) (и не включили представителей Партии БНФ и «Справедливого мира»), и в Гродно, в областной комиссии которого есть представитель ОГП (выдвиженцы от БСДП (Г) и «Справедливого мира» не прошли).
Причем, как дружно отмечают присутствовавшие на заседаниях исполкомов представители оппозиции, сценарий формирования комиссий везде был один и тот же — членов комиссий не выбирали из заявившихся кандидатов, а голосовали за уже имевшийся у чиновников список.
«На самом заседании не было обсуждений по критериям включения в состав комиссии того или иного представителя или гражданина. Попахивало какой-то «демократией советского образца», когда были озвучены критерии отбора кандидатов, озвучен список предложений из 13 человек, их представительство, и за этот список проголосовали «единогласно», — рассказывает включенный в состав комиссии член Гродненской областной организации ОГП Юрий Истомин. — То есть сам вопрос формирования списка претендентов в комиссию и обсуждения кандидатур по критериям, озвученным на заседании остался вне контроля политических партий и гражданского общества».
Скудное представительство оппозиции в областных комиссиях, впрочем, можно объяснить не только кознями властей, но и желанием самих оппонентов власти не распылять дефицитные человеческие ресурсы и сосредоточиться на более важных участках — окружных комиссиях, которые будут регистрировать кандидатов, и участковых комиссиях, считающих голоса.
Но вот только есть предчувствие, что и эти комиссии будут сформированы также, как и областные — по готовым спискам.