В Москве завершились переговоры по нефтяным поставкам. По заявлению первого заместителя Премьера Правительства Владимира Семашко, белорусская сторона вполне удовлетворена итогами и достигнутыми соглашениями. Примерно так же комментирует ситуацию и российский вице–премьер Игорь Сечин.
В принципе, технические детали, промежуточные требования и достигнутые компромиссы вряд ли заинтересуют читателей. Есть смысл подчеркнуть главное: нефтеперерабатывающие заводы страны получили гарантию загрузки, государственный бюджет получит от сделок свою долю и это обеспечит выполнение намеченных социальных программ. Россия будет поставлять нам без пошлины 6,3 млн. тонн нефти. Господин Сечин признал справедливой и позицию Минска о повышении транзитного тарифа на 11 процентов. Специалисты понимают, что это обстоятельство в значительной мере компенсирует белорусской стороне цену достигнутого компромисса по пошлинам.
Московская пресса, изо всех сил пытавшаяся «давить» на переговорный процесс, сейчас делает хорошую мину при плохой игре и разочарованно сообщает, что в проигрыше оказались российские нефтяные компании, чьи интересы так рьяно отстаивали «независимые» журналисты. Теперь компаниям придется платить за транзит сырой нефти через белорусскую «трубу» значительно дороже.
Посочувствуем беднягам. Но слезы российских нефтяных баронов высохнут скоро — ну, может, кое–кому придется на месяцок–другой отложить покупку очередной яхты. Ничего, переживут!
Как всегда оригинально вели себя хорошо известные в узких кругах крупные минские «аналитики», предвещавшие очередной катаклизм и как всегда метко попавшие пальцем в небо.
Впрочем, и особый стиль работы московской «независимой прессы», и односторонний мыслительный процесс минских «аналитиков» никого уже не удивляют, поскольку не блещут новизной. Старая пластинка, чуть шипит игла...
Серьезным же людям понятно, что подобные переговоры по определению не могут быть гладкими. У всех сторон, так или иначе причастных к процессу переговоров, есть свои коренные интересы. Москва, имеющая нефть, не может ее пить, ей необходимо эту нефть продавать. Причем максимально дорого! У Беларуси своей нефти мало, нам критически необходим углеводородный импорт. И желательно по самым низким ценам. Между этими базовыми точками находятся аргументы: у России — товар, у нас — НПЗ и трубопровод. Это — главные козыри. Что перевешивает? Начинается торг. Ни одна из сторон не собирается «задешево» уступать свои козыри. Есть, правда, одно — и существенное! — различие в подходах к переговорам. У России нефтяные компании принадлежат частным лицам, которые, само собой, имеют высоких покровителей не только в заполярной тундре на какой–нибудь бурильной точке, но и в высоких домах с видом на Красную площадь, — а в Беларуси весь энергетический комплекс принадлежит государству.
Кроме того, на государственном уровне договаривающиеся стороны связывают особые, стратегические соглашения, ОДКБ, Таможенный союз. Но частному бизнесу плевать на разные высокие материи. У частного бизнеса свои божества — ликвидность и прибыль. И никто с этой колеи никогда и ни при каких обстоятельствах бизнес не собьет. Но, как говорится, «против лома нет приема, окромя другого лома»... И частному бизнесу приходится идти на попятную, если на ломберный столик ложатся аргументы, с которыми он при всем желании не может не считаться. Надо полагать, что именно такого веса аргументы и были предъявлены в Москве на этой неделе. Российская сторона, после медийной артподготовки бурно и непреклонно начав переговоры, к финишу подошла вполне спокойно и даже приветливо. Это вовсе не означает, что кто–то из участников напряженных переговоров проявлял героизм, а кто–то панически уходил в глухую оборону, нет. Но когда речь идет о финансовых интересах, то либо торжествует «право сильного», либо, когда свои условия диктует здравый смысл, переговоры принимают вменяемую форму.
На закончившихся в Москве переговорах, скорее всего, чемпионом в очередной раз стал здравый смысл.
Тариф за тарифВ Москве завершились переговоры по нефтяным поставкам. По заявлению первого заместителя Премьера Правительства Владимира Семашко, белорусская сторона вполне удовлетворена...