Наших бьют ни за что, - вопят дружным хором польские журналисты и политики. А виновник - этот колхозник Лукашенко.
Тот, кто смотрит телевизор или читает газеты, знает, что белорусская милиция вместе с тамошними судебными приставами-исполнителями заняла Польский дом в Ивенце. Что вывели оттуда поляков, таща их за руки, хоть некоторые из них были старыми. Что в Ивенец бросились поляки «на подмогу». Что в Гродно соотечественники протестуют. Что из 16 Польских домов, которые были у нас в Белоруссии, в наших руках остались только 2. Что белорусский суд незаконно наказал председательницу Союза поляков в Беларуси Анжелику Борис гигантским штрафом, который не позволит тамошним полякам изучать польский язык. Что Анжелике Борис не дали времени на то, чтобы найти адвоката, что убедительно свидетельствует о том, что поляки являются здесь гражданами третьей категории.
«Репрессивные действия такого рода неприемлемы для Польши», - заявила Анжелика Борис.
Ну и МИД свалял дурака, повторяя, как попугай, всё вышеперечисленное. И Бузек присоединился с высоты Европейского Союза.
Поляк по-русски
В 2005 году состоялся съезд Союза поляков в Беларуси. Неожиданно провалился прежний председатель Тадеуш Кучковский, а шефом стала учительница Анжелика Борис. Белорусы усмотрели формальные нарушения, и Министерство юстиции аннулировало выборы. Съезд был проведён повторно, председателем стал Юзеф Лучник.
Если бы власти Польши руководствовались здравым рассудком, они сделали бы всё, чтобы избежать войны. Потому что такие войны дорого стоят, и выиграть их невозможно. Разве что захватить оппонента силой, и повесить на его парламенте бело-красный флаг.
Беларусь признала, что легально избранным председателем СПБ является Лучник. Наияснейшая Речь Посполита - наоборот, что это по-прежнему пани Борис. В наказание за то, что Минск осмеливается судить иначе, чем Варшава, мы отозвали посла. Словно бы Белоруссия не была привлекательным рынком для польских предпринимателей, словно бы разгерметизация границы не была в польских интересах.
Информационная политика у нас такая, что мало кто знает о существовании двух Союзов поляков. Что отнятые у пани Борис Польские дома тут же передаются Союзу поляков, который в свете белорусского законодательства является легальным. Что у этого легального Союза есть шеф, которым Польша должна гордиться. Потому что сейчас им стал Станислав Семашко, владелец разрешения номер 1 на ведение хозяйственной деятельности, владелец гостинично-торгового комплекса «Семашко» и строительных фирм. Его дочь окончила Варшавский университет.
Но у пана Станислава есть один дискриминирующий его недостаток. Он смеет говорить по-русски! Даже с телестанцией ТВН или с газетой «Жечьпосполита»! Поляки, вместо того, чтобы выслушать его доводы, считают его, значит, марионеткой Лукашенко?
Полька по-казацки
Несколько слов о неожиданном силовом захвате Польского дома в Ивенце.
21 января 2010 года в Ивенце прошло собрание Союза поляков Беларуси, того, от Семашко. Местным шефом стал Станислав Бурачевский. В этот же день состоялось собрание Союза поляков Беларуси от Анжелики Борис. Была избрана Тереса Соболь.
22 января 2010 года Семашко написал Соболь, чтобы она в течение недели отдала его собственность, потому что в противном случае он обратится за помощью в суд. Даже пани Соболь понимает, что в свете белорусского законодательства это дело однозначно. Однако, вместо того, чтобы паковать вещи или судиться, она призвала на помощь Польшу.
8 февраля 2010 года милиция и судебные исполнители заняли Польский дом и отдали его Станиславу Бурачевскому.
«Внезапно и врасплох», - оценила это Тереса Соболь.
Объект, правда, пытались занять несколькими неделями раньше, но тогда его защитили... политики и парламентарии из Польши.
«Газета Выборча» сообщила, что в наказание польский МИД вызвал посла Беларуси на ковёр. Но тот, вместо того, чтобы проникнуться, заявил, что мы не имеем права совать нос во внутренние дела его Родины.
Сейчас польские СМИ пережёвывают очередную подлость Лукашенко. А именно - суд наложил штраф на руководимую Анжеликой Борис фирму «Полоника», которая обучает местных поляков польскому языку. Штраф большой, он эквивалентен 40 тысячам долларов, а повод - фирма проводила благотворительную деятельность без регистрации в департаменте по благотворительной помощи, что привело к налоговым нарушениям.
Польша должна погрозить пальчиком своей любимице за то, что она легкомысленно отнеслась к белорусскому законодательству. Ведь от немецкого, литовского и любого другого национального меньшинства мы ожидаем, чтобы они соблюдали наши кодексы.
Устами политиков и журналистов Польша обвинила белорусский суд в том, что он вынес постановление, прежде чем пани Борис привела адвоката. А она искала его только в ходе процесса, о котором знала задолго...
9 февраля 2010 года Союз поляков (от Семашко) призвал создать международную комиссию, которая рассудила бы, кто прав. Это не новость, с таким же предложением этот Союз поляков выступал уже в 2005 году, но никто этим не заинтересовался.
«Потому что в такой комиссии наверняка заседали бы представители Кубы, Венесуэлы и Ирана», - обосновала «Выборча».
По официальным данным польское национальное меньшинство в Беларуси насчитывает 400 тысяч человек. По неофициальным - как минимум в два раза больше.
Польша без разума
В Беларуси могут действовать не две польских организации, как теперь, а хоть двадцать. Одни могут финансироваться Варшавой, другие Минском, третьи могут черпать из обоих источников. Они могут объединяться или делиться. Воевать, судиться или мириться. Так, впрочем, идёт жизнь Полонии во многих странах. Например, в США, Великобритании, Германии.
Строй, существующий в Беларуси, не нравится властям в Польше. Но объединения национальных меньшинств функционируют в различных политических и правовых системах и должны приспосабливаться к ним. Тем временем государство, заинтересованное заграничными земляками, никогда не должно рассматривать их организации как инструмент оппозиционного влияния на политическую систему страны, гражданами или резидентами которой они являются. Польским властям нельзя трактовать польские национальные меньшинства как инструмент своей внешней политики. Ведь это всегда происходит за счёт этих меньшинств и ведёт к обострению отношений между государствами, а не к их улучшению.
Существует противоречие между декларируемой Туском политикой привлечения Беларуси к Европе и практикой обострения отношений путём превращения Союза пани Борис в польскую пятую колонну в государстве Лукашенко. Национализм как двигатель экспансии уже, кажется, в достаточной степени скомпрометирован в первой половине ХХ века, и не только в немецком или венгерском издании - в польском тоже.
Два Союза
Союз поляков Беларуси был зарегистрирован в 1990 г. Тогда он насчитывал 10 тысяч членов. В лучшие времена в нём было 23 379 человек, состоящих в 123 отделениях. В 2005 году Союз поляков разделился. Неизвестно, сколько людей поддержало Анжелику Борис, сколько Юзефа Лучника, а сколько ушло совсем. Безрезультатно я пыталась установить цифры, звоня заинтересованным лицам. Данных нет и в опубликованных отчётах.
Принадлежность к Союзу поляков, признаваемому белорусами, приводит к преследованиям со стороны Польши. Его лидеры, такие как Юзеф Лучник или Тадеуш Кручковский, получили запрет въезда на территорию РП. Выдаваемые Союзом свидетельства, подтверждающие польское происхождение, не признаются властями РП при выдаче Карты поляка. 12 сентября 2009 г. в последних выборах руководства Союза поляков приняли участие - в зависимости от источника - от 133 до 143 человек. Победитель, Станислав Семашко, обещал повысить авторитет организации и добиться отмены запретов на въезд активистов на территорию Польши.
Принадлежность к Союзу поляков, управляемому Анжеликой Борис, приводит к преследованиям со стороны Беларуси. Люди обращаются за свидетельствами, подтверждающими их польское происхождение, но вступать в Союз не хотят. На сайте Союза поляков нет данных, касающихся его численности. Последний отчёт о его деятельности относится к 2007 году. В организованных тогда торжествах приняли участие от 200 до 800 человек (это общее число гостей на рождественских встречах, проведённых в нескольких населённых пунктах). Наибольшей поддержкой пользовалась акция в защиту председателя Гродненского отделения Мечислава Яськевича - петицию подписали 1000 человек. В последних выборах председателя, прошедших 15 марта 2009 г., приняли участие 163 человека. 148 поддержали Анжелику Борис, которая пообещала бороться с режимом Лукашенко.
В Белоруссии около 10 миллионов граждан. Наибольшее национальное меньшинство составляют русские.