Указ коснется более 72 тысяч инвалидов I группы и почти 26 тысяч детей–инвалидов до 18 лет вне зависимости от степени утраты здоровья. Ведь раньше их даже самые маленькие путешествия по городу и его окрестностям оборачивались или головной болью для друзей, или бременем для семейного бюджета. Сейчас все будет по-другому.
«Получалась странная ситуация: мало того что инвалид I группы должен был ради поездки отрывать кого–нибудь из близких от работы, так еще чаще всего оплата билетов ложилась на его же плечи. Иначе совесть не позволяла: человек и так ему помогает и за это еще должен платить?» — рассказывает председатель Ассоциации инвалидов–«колясочников» Сергей Дроздовский. А талончики туда–сюда — весьма заметная статья расходов, если социальная пенсия на грани бюджета прожиточного минимума или если пособие по уходу едва превышает 200 тысяч рублей. Что там, даже максимальная пенсия — около 350 тысяч — не та сумма, из которой с легкостью заплатишь за себя и «за того парня»! А как больно, вспоминает председатель ОО «Белорусская ассоциация помощи детям–инвалидам и молодым инвалидам» Елена Титова, прежде было слышать родителям особенного ребенка в транспорте: «А вы докажите, что к медицинскому учреждению его сопровождаете! Или платите, как и все!» Отныне льгота на бесплатный проезд, в том числе пригородным транспортом, распространяется на все поездки — и к месту учебы, работы, отдыха, на кружки, спортивные мероприятия и т.д. Это значит, мир вокруг инвалида становится шире и добрее: можно, лишний раз не задумываясь о расходах, и на дачу съездить, и на футбольный матч, и на пикник с друзьями. А для родителей какая экономия, если они изо дня в день с 2 — 3 пересадками возят ребенка в специализированный садик или школу!
Хотя, по подсчетам самих общественных организаций, новыми льготами на проезд воспользуются далеко не все. Просто не смогут. Вряд ли, например, это кардинально изменит положение инвалидов–«колясочников», «опорников» — при наших–то проблемах с безбарьерной средой! Сопровождающее лицо мало чем поможет, согласитесь, в метро, если лифт имеется только на одной станции, причем работает до 16.30. Да и мамам, которых в первую очередь касается вводимая льгота, иногда просто невозможно управиться с инвалидом, если ростом он 180 см, а весом 90 килограммов... Поэтому, по мнению и Елены Титовой, и Сергея Дроздовского, нам попутно нужно присматриваться и к западному опыту — институту так называемых персональных ассистентов, которые специально нанимаются за определенную плату и опекают людей с особенностями, как говорится, «от» и «до». В идеале они нужны всем инвалидам I группы, 30 процентам — II группы и каждому третьему ребенку с 3 — 4–й степенью утраты здоровья. Но это, конечно, дело будущего. Пока же и новый порядок проезда для инвалидов и их родителей — уже торжество справедливости. Ведь подобная льгота когда–то существовала. Потом исчезла. Теперь вот появилась снова. Те, кого она касается напрямую, уверены: значит, разобрались, значит, об их проблемах знают и шаг за шагом стараются помочь.