В частности, этот подход предусматривает развертывание элементов нестратегических систем противоракетной обороны в различных регионах мира. С точки зрения Вашингтона, размещение американских противоракет в некоторых странах Восточной Европы является вопросом двусторонних отношений США с этими странами.
Между тем, подобные шаги могут спровоцировать весьма серьезный виток региональной гонки вооружений, особенно, учитывая напряженные отношения между некоторыми восточноевропейскими государствами.
Как считает вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин, «американцы своими действиями вполне могут добиться серьезных осложнений отношений в восточном секторе Европы». «США даже выгодна ситуация, при которой имеется повод для конфликта в европейской семье», — считает он.
Ясно, что при наличии разногласий между двумя субъектами третьей стороне подчас легче добиваться своих целей. Нелогичные объяснения, которые предлагаются в качестве мотивов размещения элементов американской ПРО в Европе (защита от иранских и северокорейских ракет), не выдерживают критики. Но, вместе с тем, США заявляли и продолжают уверять на всех уровнях и при любом удобном случае, что элементы ПРО, равно как и расширение НАТО на Восток, не направлены против России и не угрожают ее безопасности. Вот только если даже поверить в то, что для Москвы, хотя бы на этом этапе, угрозы от американской ПРО нет, то такой же уверенности в безопасности соседних с Россией стран, исторически близких ей, нет. Например, Белоруссии, откуда официальная Варшава недавно отзывала посла, что отлично демонстрирует, сколь «дружественные» между двумя странами сложились отношения.
«Я задавал вопрос, почему, в частности, Польша согласилась на размещение противоракет на своей территории, советовалась ли она с другими государствами Евросоюза, различным экспертам и политикам на международных встречах. Ответ — уклончиво отрицательный», — сказал «Росбалту» член Общественного совета при администрации президента Белоруссии Сергей Мусиенко.
«Что касается Польши, — продолжил он, — мы видим, против кого это направлено — против России и Белоруссии». Причем, как уверяет эксперт, недавняя напряженность в межгосударственных отношениях между Польшей и Белоруссией «была инспирирована, в том числе, и для того, чтобы польское население более лояльно отреагировало на появление американских ракет на территории своей страны».
В ту же схему вписывается и недавний «болгарский вариант», когда София вроде бы подключилась к «ПРО-марафону». Однако неожиданно на первый план вышла Румыния, объявив о полном своем согласии на размещение у себя противоракет США. И мало кто вспомнил, что у румын серьезные территориальные споры с Украиной, а также – претензии, пусть пока и неофициальные, на бывшую Бессарабию, то есть значительную часть современной Молдавии. И все же никто почему-то не сказал, что в Восточной Европе специально создается некая болевая точка, на которую в дальнейшем можно будет нажимать, учитывая достаточно прохладные отношения между Минском и Варшавой, Киевом и Бухарестом.
«Концентрация элементов ПРО в Польше вынудит Белоруссию к укреплению собственной безопасности», — считает Сергей Мусиенко. При этом он уверен, что ни при каких обстоятельствах Минск теперь не будет «смотреть на Запад», а продолжит кооперацию и сотрудничество, в том числе и военное, с Москвой.
Владимир Анохин придерживается иного мнения. «Политика Минска будет зависеть от экономической ситуации, от того, как будет развиваться динамика отношений с Россией в плане транспортировки энергоресурсов или цены на нефть», — сказал он, отвечая на вопрос «Росбалта».
Что касается политики Киева, то эксперты пока не готовы делать выводы, ссылаясь на то, что необходимо присмотреться к поведению нового украинского лидера, поскольку «лояльность кандидата в президенты к Москве обусловлена понятным желанием быть избранным, но на его поступки могут влиять различные факторы».
Однако Анохин делает оговорку о возможности Украины «интенсифицировать свои замыслы о вступлении в НАТО», при том что «Киев может выдвинуть серьезные опасения по поводу гарантий собственной безопасности при наличии ПРО в Румынии». «Украина также будет наращивать свои вооружения, но у Москвы Киев будет просить помощи в последнюю очередь», — заключает эксперт.
Между тем, НАТО в минувшую среду неожиданно не исключило возможности сотрудничества с Россией по программе развертывания систем ПРО. В принципе, того же добивается и Москва, но она требует для начала провести совместную оценку угрозы ракетного нападения, выработать методы предотвращения перерастания таких потенциальных опасностей в реальные действия, и, наконец, в первую очередь, рассматривать политико-дипломатические и экономические меры воздействия на страны-изгои.
В принципе, в Вашингтоне и Брюсселе могут с этим согласиться. Правда, не исключено, что целью в этом случае будет еще больше отдалить Россию от ее региональных партнеров и союзников. Ведь существует опасность, что «на радостях», испытывая эйфорию от возможности сотрудничества, Россия откажет соседям в своей помощи в начинающейся «мини-гонке вооружений». И тогда она выпустит из поля зрения и Белоруссию, и Украину, на следующий «уровень» военно-дипломатической игры перейдя уже в одиночку – вовсе без союзников в Европе.