В отношениях России и Беларуси сегодня серьезный кризис.
Это во многом связано с позицией Минска, который перестал даже имитировать интеграцию и приступил к поиску экономических и политических альтернатив России.
В Союзном государстве два разновеликих члена. Огромная Россия и совсем маленькая страна Белоруссия с неэффективной экономикой, низким качеством образования и управленческой культуры. Несмотря на различие потенциалов, честолюбивая белорусская элита не готова делиться властью. Она боится сближения с Россией в любой сфере, так как в случае серьезной интеграции окажется ненужной.
Российская же элита, сознавая свой объективно более высокий уровень, не намерена делиться властью с белорусами, вести разговор на равных, допускать на собственное политическое поле, к принятию решений о денежной эмиссии и управлению стратегическими ядерными силами.
Кроме того, сближению мешают и совершенно разные экономические модели двух государств.
Нынешнее поведение Минска объясняется тем, что Россия в 2006 году объявила о сокращении преференций и дотаций Белоруссии в области поставок энергоресурсов, начала переводить двусторонние отношения на рыночные рельсы. Это не нравится Александру Лукашенко, который, придя к власти в 1994 году, ввел экономическую модель, основанную на этих дотациях. В рыночных условиях эта модель существовать не может.
Конкурентоспособность белорусских товаров была во многом основана на дешевых российских энергоресурсах. Сегодня привлекательность белорусских товаров низка.
Не нужно серьезно относиться к шагам Минска по поиску альтернатив российским энергоресурсам, которые, даже будучи проданными по рыночным ценам, обходятся Белоруссии намного дешевле, чем какие бы то ни было еще.
Александр Лукашенко рассчитывает с помощью разговоров о возможности выбора альтернатив России вернуть взаимоотношения между нашими странами, существовавшие до 2006 года. В этом же ключе нужно рассматривать и все заявления и шаги белорусской стороны - как политические, так и экономические.