Окончание кампании по выборам депутатов местных советов вполне может стать и финалом либерализации общественно-политической жизни даже в той декорационной форме, которая наблюдается сейчас. Усиление внешнего давления на белорусские власти неизбежно приведет и к росту давления внутреннего — не только на титульных оппонентов режима, но и на любую альтернативу в принципе.
Местные выборы проводятся по новым правилам, что отметилАлександр Лукашенко в своем послании народу и парламенту. Это действительно так. Незадолго до старта кампании Избирательный кодекс насытили множеством поправок, призванных придать регулирующему документу вполне демократический европейский вид. Однако суть избирательных процессов в стране практически не претерпела изменений, так как новации не коснулись практики применения законодательства, что отчетливо проявилось в ходе кампании. Число зарегистрированных оппозиционных кандидатов по сравнению с прошлыми местными выборами выросло в разы, но в избирательные комиссии, особенно в занимающиеся подсчетом голосов участковые, оппонентов власти вкрапили таким образом, что эффективность их участия сведена практически к нулю.
Еще жестче это сито будет просеивать участников избирательной кампании в следующем году, когда на кону будет стоять очередной срок Лукашенко. При этом, скорее всего, реакция Запада — как основного контролера степени свободы волеизъявления в Беларуси, на результаты местных выборов большого значения для официального Минска иметь не будет. Какие бы оценки не выставил Брюссель — вплоть до «неуда», новой порции либерализационных поправок Европе ждать не стоит.
По итогам местных выборов Евросоюз, очевидно, найдет, за что зацепиться своим критическим взглядом. Определенный фон недовольства уже сформировался и, наверняка, укрепится по прогнозируемо тотальному победному результату провластной кандидатской массы. Столь же прогнозируемо и принятие режимом в штыки новой порции европейских замечаний и рекомендаций.
И без того не самые горячие отношения Минска и Брюсселя с приближений президентской кампании будут лишь терять градус. Схожий тренд напрашивается и в отношениях с Россией, которая все более очевидно пересматривает свою тактику влияния на постсоветском пространстве. Реакция Кремля на события в Киргизии убеждает в этом.
Приближение же политических коммуникаций Минска и Москвы к точке замерзания для белорусских властей чревато нарастанием и без того немалого клубка экономических проблем.
Попытки перестроить экономическую систему без модернизации всей общественно-политической системы, втиснуть ее рыночную суть в директивные рамки, как показывает опыт последних полутора лет, стабильного результата не дают. Внутренних резервов для восполнения потерь с российского направления катастрофически не хватает. Заместительная же терапия, вроде сумбурного проекта по переработке венесуэльской нефти, больше похожа на попытку утопающего ухватиться за соломинку.
Снижать же роль государства в экономике нынешние власти не намерены. Потеря статуса единоличного гаранта экономической стабильности, передача даже части этих полномочий саморегулирующимся механизмам чревата для властей. В существующей политической схеме такая власть потеряет большую часть своего значения, что, скорее всего, вызовет в обществе чувство необходимости изменения схемы.
Такой вариант белорусские власти, конечно же, не устраивает. Но и возможностей предложить какую-либо стоящую альтернативу, сохранить, по крайней мере, статус-кво, сегодня просматривается не густо. Если только белорусские геологи не сделают властям неожиданный подарок и не найдут залежи золота или урана. Но, как кажется, такие фантастические варианты в прогнозные сценарии власти все же не закладывают.
Более вероятно возвращение к уже обкатанным схемам, при которых стабильность власти при нестабильности влияющих на ее настоящее и будущее факторов обеспечивается административно-силовыми методами. Впрочем, не совсем точным будет называть это возвращением к практике закручивания гаек, так как эти схемы успешно работают и сейчас. Но обострение экономической ситуации, ухудшение социальных условий вполне может привести к тому, что гайки начнут закручивать без оглядки на внешние и внутренние последствия.
Справедливость этих предположений оценят уже первые этапы фактически стартовавшей президентской кампании.
Усиление внешнего давления на белорусские власти неизбежно приведет и к росту давления внутреннего — не только на титульных оппонентов режима, но и на любую...