Кризис 2008 - 2009 гг. запустил механизм грядущей модернизации мироустройства. 20 крупнейших государств мира (группа 20) пытаются найти выход из тупиковой финансовой ситуации. Рано или поздно крупные государства вынуждены будут найти компромисс, который приведет к многополярному миру с многими региональными лидерами и их валютами. Что делать в этих условиях относительно небольшим, как Беларусь, странам? Прислониться к сильному лидеру и стать полуколонией или бороться за свои суверенные интересы? Как вы думаете?
Все эксперты единодушны - неустойчивая ситуация в предстоящее десятилетие потребует смелых решений в экономике, политике, внедрении технологий, модернизации госуправления. И здесь неприемлемо копирование чужого опыта. Только собственные прагматичные модели могут позволить Беларуси добиваться успеха. Что, собственно, было доказано не единожды.
Кризис очистил понятие "либерализм" от навязываемых нам примитивных трактовок так называемой полной свободы и экономических экспромтов. Стало ясно, что на смену представительской демократии идет сетевая демократия эффективного государства с его электронными форумами, референдумами, "электронным правительством".
В посткризисной экономике государства сместят экономические свободы с финансового на реальный сектор. И этот процесс уже идет. С одной стороны, вводится более жесткая ориентация финансовых потоков из спекулятивного сектора на обслуживание реальной экономики. С другой - страны соревнуются между собой в предоставлении экономических свобод реальному сектору. В легкости открытия собственного дела, простоте налогообложения, процедур смены собственника и ликвидации фирм. Сегодня доминирующей в мире (после успеха Китая) становится идея "национальной экономической демократии - демократии возможностей занятия предпринимательством". А экономический либерализм понимается как активные действия государства по развитию конкуренции и массового предпринимательства, обеспечение порядка и защиты собственности. Предположу, что и ожидаемая президентская Директива № 4 по либерализации экономики готовится в данном контексте.
Стратегической целью видится увеличение доли частного сектора в ВВП до 50% в течение пятилетки. Другими словами, бизнес должен создать еще один ВВП. Разумеется, не только работой ресторанов и торговли. Ядром должны стать крупные транспортно-логистические и производственные фирмы, компании в области высоких технологий, экспортные аутсорсинговые компании. И, по моим соображениям, сегодня стоит определиться с государственной стратегией по ряду направлений.
Прежде всего в обеспечении конкурентного равенства частного и государственного секторов. Равных прав различных форм собственности. Если государство продекларирует, что бизнес под его защитой, то это будет несомненный плюс. Есть резон продолжить практику создания стимулов, как в Парке высоких технологий, для развития частного инновационного бизнеса. Сеть научно-технологических парков при крупных предприятиях этому способствовала бы.
Очень важное условие - повышение эффективности и антикоррупционности госорганов. По моему мнению, значительная часть аппарата может быть выведена из бюджета и заменена отраслевыми союзами, профассоциациями, некоммерческими фирмами общественных услуг. Это мировая практика.
Мы все еще на 74-м месте в мире по условиям совершения процедур слияний, поглощений и ликвидации фирм. Здесь тоже нужно двигаться в сторону упрощения при жестком противодействии рейдерству. Плюс к этому нужно развивать свободную конкуренцию. Стремиться к полностью рыночному ценообразованию. Но при этом вести принципиальную антимонопольную политику. Прогрессу поспособствуют, на мой взгляд, и ускорение перехода на международные стандарты финансовой отчетности и качества продукции, сокращение сроков административных процедур, защита миноритарных инвесторов и некоторые другие мероприятия.
Конечно, это не исчерпывающая стратегия. Хотя без учета таких аспектов на дальнейшее позитивное развитие трудно рассчитывать.