Непонятное бездействие Москвы
25.06.2010 08:47
—
Новости Политики
| Независимая газета
Источник материала: Независимая газета Киргизские народные бунты, неуправляемые и хронические, стали тестом на прочность региональных объединений, созданных на постсоветском пространстве. Прежде всего СНГ и ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности). Содружество дистанцировалось от ситуации в Киргизии, предпочитая наблюдать за происходящим из-за закрытых границ – Узбекистан и Казахстан перестали пропускать население, пытающееся покинуть киргизскую территорию, еще до погромов в Оше, которые произошли на минувшей неделе. И только, когда из Киргизии побежали узбеки, которых там стали убивать, грабить и сжигать их жилища, Ташкент открыл для беженцев пропускные пункты. По данным узбекских властей, в лагерях беженцев на узбекской территории находятся 100 тыс. человек. Эксперты ООН говорят о миллионе пострадавших от бойни в Оше, в числе которых 300–400 тыс. беженцев. Эти цифры, не подтвержденные властями Киргизии и Узбекистана, наталкивают на мысль о возможной подготовке ООН почвы для введения в регион международных миротворческих сил. Если, конечно, Бишкек официально попросит об этом. Пока киргизские власти обратились с подобным предложением только к России. Москва отказала. Но свято место, как известно, пусто не бывает, и если Киргизия и дальше не сумеет сама справиться с проблемами, то вновь запросит внешней поддержки со стороны. И на этот раз это будет не Россия. Если вернуться к СНГ, то как должны были поступить страны, входящие в Содружество Независимых Государств, в случае, когда в одной из стран-участниц произошли массовые убийства людей? Тем более есть пример Евросоюза, где экономически тонущая Греция заставила членов ЕС быстро думать и принимать совместные решения по спасению страны-союзницы. Население Киргизии, а также и других стран СНГ ожидало экстренной встречи глав государств Содружества – более веской причины, чтобы собраться, когда гибнут люди и беспорядки грозят безопасности соседей, нет. СНГ предпочло выждать. Не собрались на совет главы государств Содружества, не провели заседание министры иностранных дел, обороны, другие отраслевые министерства, что мы наблюдали в Евросоюзе в случае с ситуацией в Греции. Президенты СНГ не обсудили даже бегство Курманбека Бакиева в Белоруссию, а также позицию Александра Лукашенко.
ОДКБ, членом которой является Киргизия, отреагировала почти сразу: вводить в зону конфликта Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) оснований нет. Как нет и оснований для ввода в Киргизию российских миротворцев. Кремль решил ограничиться финансовой, технической и гуманитарной помощью Бишкеку.
Дмитрий Медведев в интервью The Wall Street Journal дал оценку происходящему в Киргизии, отметив, что за одним переворотом обязательно следует другой. Действительно, тюльпановая революция 2005 года создала прецедент, и теперь та же толпа, что в свое время сместила Аскара Акаева, смела Бакиева и привела к власти новое нелегитимное правительство, которое возглавляет одна из героинь революции тюльпанов Роза Отунбаева. Нелегитимность власти усугубляется отсутствием в стране парламента, который был распущен временным правительством. Если бы не этот факт, у правительства была бы конституционная опора, но без утверждения парламентом ни одно из самопровозглашенных, пусть и от имени народа, формирований не может считаться законным. Даже если его признала Россия.
Признание Москвой временного правительства, понимая, что оно нелегитимно, – шаг, который трудно объяснить российским гражданам. Которые поддерживают решение руководства нашей страны не отправлять на гибель в Ферганскую долину российских солдат, но при этом обеспокоены беспорядками у наших границ.
Еще один вопрос, который остается без ответа: почему о россиянах, живущих в Киргизии и попавших в водоворот последних событий, наше государство вспомнило только тогда, когда они – российские граждане – добежали до узбекской границы? Тогда появились МЧС, дипломаты и рука помощи. Это было сделано уже после того, как своих граждан вывезли из пылающего Оша Туркмения, Китай, Израиль.
Почти 20 лет назад то же наблюдалось в Приднестровье, когда там шла война, – из горящих Бендер увозили автобусами на историческую родину евреев, русским их не подавали. В Абхазии русские рассказывали мне, как ждали помощи от своих, когда грузины обстреливали абхазские города. Но тогда с моря подошли турецкие и греческие корабли и подобрали греков, турок, абхазских детей. Русские русских кораблей так и не дождались. А потом вошедшие в город грузинские военные прикладами автоматов выгоняли из очередей за гуманитарной мукой от Красного Креста именно русских. И некому было пожаловаться. Потом новый президент Дмитрий Медведев дал надежду своим гражданам, живущим за рубежом, пообещав, что их интересы Москва будет защищать в любом месте и в любой ситуации. А Госдума даже приняла соответствующий закон.
Россия, поднимающаяся, как нас уверяют, с колен, судя по всему, пока инструментально не готова не только к мировой, но к региональной роли лидера. Лидерство определяется не столько уровнем притязаний, сколько реальной ответственностью и способностью эти притязания воплощать в жизнь. Москва же пока не может даже эффективно защитить своих граждан, и не где-нибудь, а в непосредственной зоне приоритетных стратегических интересов – в СНГ.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Готова ли Россия к роли регионального лидера в Центральной Азии?
|
|