Веры в мир почти не осталось. 21.by

Веры в мир почти не осталось

28.06.2010 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Эскалация напряженности между Минском и Москвой не завершилась для участников конфликта безусловной победой одной из сторон. Так за что же они боролись?Попробуем порассуждать, что, собственно, случилось в отношениях Беларуси и ее ближайшего союзника. Обоснованно ли утверждение Александра Лукашенко в интервью Euronews, что для белорусско-российского газового конфликта абсолютно не было экономических причин, а имели место исключительно имперские амбиции российского руководства?

Скажи мне, кто твой партнер...

В частности, А. Лукашенко заявил: "У них (в Кремле? В России? - Прим. П. Б.) глаз горит на государственную собственность в Беларуси, которая сегодня неприватизирована, и они хотят прихватить ее по дешевке, во-вторых, им не нравится здесь Лукашенко, поскольку он независимость очень рьяно отстаивает, есть другие личные мотивы и много других моментов. Не нравится наша политика, надо отстроить. В принципе, размышляя имперски, как говорят журналисты, они хотят таким образом удержать Беларусь в сфере своего влияния. Имперское мышление в том и состоит, что надо взять, завернуть, наклонить, прижать, удавить".

Между тем те, у кого "глаз горит", утверждают, что все дело в нарушении белорусской стороной контрактных обязательств и политиканстве. Так, объявляя о прекращении конфликта, президент России Дмитрий Медведев сказал: "Я надеюсь, они там немножко охладятся, наши партнеры, и будут работать, как принято в этих отношениях, будут работать по-честному, по-партнерски, еще раз повторяю, не занимаясь политиканством, а добросовестно исполняя свои контрактные обязательства. Именно такого ответственного поведения мы и ждем от белорусской стороны, все остальное должно быть забыто".

Представляется, что обе стороны не вполне откровенны в своих выступлениях на публику и в обмене упреками. В обыденной жизни обычно бывает, что в семейных ссорах виноваты обе стороны, виноваты хотя бы тем, что не смогли предотвратить конфликт. Неужели на межгосударственном уровне все иначе?

У российской стороны свои аргументы, которые в упрощенном виде выглядят так: мы белорусов предупреждаем который месяц, а они за газ не платят. У белорусской стороны свой резон: они должны нам за транзит больше, чем мы должны им за газ. На это россияне возражают: белорусы сами виноваты, что мы не платим за транзит, - они нам акты не подписывают.

После этого стороны обмениваются ультиматумами, потом платят что-то друг другу, заявляют о неполном выполнении обязательств партнерами и обещают продолжить переговоры.

В общем, все возвращается к переговорам, на которых предстоит достичь договоренности по не урегулированным еще в декабре прошлого года вопросам. Если все так, то, как говорится, зачем же народ смешить?

Мелочь на кону.

Автор этих строк не берется судить, кто прав, а кто - нет в этом конфликте. Посмотрим, что в результате получилось. Контракт по поставке российского газа в Беларусь как был, так и остался непубличным документом, который стороны продолжают комментировать по-своему. При этом многие параметры озвучены.

Остался спор о ставке на транзит российского газа, которая до газовой "войны" не разглашалась.

Конечно, каждая копейка нужна рачительному хозяину. Но сам по себе спор на уровне глав двух государств о двух сотнях миллионов долларов, которые друг другу должны "Газпром" и "Белтрансгаз" (только экспорт белорусских пищевых продуктов в Россию составляет за год 1,2 млрд. USD), как-то не убеждает.

Более того, любой год перед выборами президента Беларуси сопровождается информационными "войнами", и в большинстве белорусско-российских "мыльных опер" фигурирует "Газпром". Поэтому, даже если утверждение белорусского руководства об использовании "Газпрома" в качестве политической дубинки есть не что иное, как апелляция к стереотипам, оно имеет под собой некое основание. Стереотипы же как-то появляются.

Другое дело, что после российско-грузинской войны за Абхазию и Южную Осетию российская геополитика сошла на нет. У Кремля не нашлось инструментов, чтобы добиться признания этих республик независимыми многими странами и легализовать таким образом свое участие в этой войне. В списке немногих, кто поддержал в этом вопросе Россию, не оказалось Беларуси. Симптоматично?

Теперь А. Лукашенко имеет основания говорить, что Беларусь вырывается из российской сферы влияния. Однако белорусский рынок продолжает быть ориентированным на покупку российского сырья и продажу в России белорусской продукции. И два танкера венесуэльской нефти, даже низкосернистого сорта "Санта Барбара", вопрос о зависимости от России не снимают с повестки дня. Скорее, служат символом поиска независимости.

Но сюжет с покаянным возвращением к старым партнерам (родителям, супругам и т. д.) кочует из сериала в сериал, так что и в данном случае его повторение не исключено.

Любовь прошла?

Другое дело, что пока ни у кого нет доказательств, что Россия хотела бы дестабилизировать обстановку в Беларуси и привести на пост президента своего человека. Впрочем, в 1994 г. А. Лукашенко как раз и выступал в роли такого "своего человека", но волей-неволей от этой роли проходится отказываться.

Снижение финансовых возможностей России для сохранения своего геополитического влияния на постсоветском пространстве уже выглядит доказанным. Такой записной союзник, как Беларусь, уже даже перестал напоминать о якобы обещанном российском кредите.

В то же время, если поверить свергнутому президенту Кыргызстана Курманбеку Бакиеву, что к перевороту в его стране причастны российские спецслужбы, то белорусскому президенту предпочтительнее иметь все-таки дело с "Газпромом", даже в виде политической дубинки, чем с иностранными диверсантами.

Впрочем, автор этих строк не верит, что Россия свергала Бакиева, скорее, она не помешала его свержению. А это большая разница. Кто бы ни пришел к власти на постсоветском пространстве, ему в любом случае приходится строить отношения с соседями, особенно с Россией. В случае с президентом Грузии Михаилом Саакашвили нашла коса на камень и грузинский лидер удержался у власти в том числе и потому, что никто из его оппонентов после войны с Россией не может открыто дружить с ней.

Есть пример бывшего президента Украины Виктора Ющенко, который не смог построить отношения с Россией и проиграл на выборах "пророссийскому" Виктору Януковичу. Однако и здесь вряд ли можно говорить о приведении к власти "своего человека". Скорее всего, дело в том, что Россия создала режим наименьшего благоприятствования Виктору Ющенко, но не свергала его, а лишь позволила допустить свои собственные политические ошибки, о которых не забывали сообщать российские СМИ.

Скорее всего, если действительно любовь Кремля отвернулась от А. Лукашенко, нечто подобное ждет и Беларусь. Впрочем, нынешняя газовая "война" не обязательно является артподготовкой к президентским выборам в Беларуси. Но если это все-таки так, то продолжение информационной войны донельзя вымотает всех игроков на белорусском политическом поле.

Монологи продолжаются.

Следует отметить, что для того, чтобы "взять, завернуть, наклонить, прижать, удавить", одной информационной войны мало. Тем более что общественное мнение в Беларуси не играет такой роли, как в странах с развитой демократией. Да и выборы проходят даже с меньшей состязательностью, чем в России, которая гордо называет себя страной с управляемой демократией.

Поэтому главный объект войны - действующий белорусский президент, который пока верит в поддержку себя белорусским народом. "Все абсолютно ясно: идет давление накануне президентских выборов, - заявил А. Лукашенко в интервью Euronews. - И наша оппозиция, и они считают, что Лукашенко ради сохранения власти, перед выборами, чтобы его Кремль поддержал и признал, сделает все. Мне не нужна, еще раз подчеркиваю, никакая поддержка, и мне не нужны никакие признания, кроме белорусского народа. Выберет белорусский народ Петрова, Сидорова, Иванова - быть ему президентом".

Потеряет веру в себя сегодняшний единственный игрок на белорусской политической сцене - и в одночасье из массовки, со скамейки запасных, в крайнем случае из зрительного зала появятся конкуренты, которые со словами "Акела промахнулся" быстренько застолбят себе место и начнут бороться за признание белорусского народа.

Есть и другие варианты, которые учитывают усталость населения от кризиса, недовольство снижением уровня социальных гарантий, ростом цен... Тогда в какой-то момент мысль "Акела промахнулся" может овладеть массами. И у "народного президента" могут появиться не менее "народные" конкуренты. Пока же мы продолжаем слушать монологи А. Лукашенко.

Имидж - ничто, труба - все.

Ни Беларусь, ни Россия не имеют в глазах Запада имиджа надежного партнера, поэтому новая газовая "война" здесь ничего не изменила. Личная неприязнь, которую испытывают друг к другу первые лица Беларуси и России, уже перестала быть секретом и до "военного" интервью А. Лукашенко телеканалу Euronews.

Стороны обменялись похожими суммами денег и продолжат переговоры о том, как будут вести бизнес дальше. Обе стороны конфликта считают себя победителями, но это выглядит убедительно преимущественно перед отечественными аудиториями.

А. Лукашенко получил возможность кивать на российских империалистов, которые заставляют повышать цены на энергоносители на белорусском рынке. И это все, за что боролись?

А как же утверждения, что Россия убеждает Беларусь полноценно участвовать в Таможенном союзе и поэтому отключает газ? Белорусская сторона заплатила долги "Газпрому" и на этом основании откажется от создания единого экономического пространства (ЕЭП) с Россией и Казахстаном?

Руководство "Газпрома" на собрании акционеров смогло отчитаться, что отношения с Беларусью возвращены в русло договорных. Хотя правильнее их можно назвать не договорными, а переговорными. Угроза транзиту российского газа в Европу через белорусскую территорию осталась.

Оптимисты говорят, что конфликтность отношений Беларуси и России сохранится только до отопительного сезона. Пессимисты вспоминают зимние "войны" за нефть и за газ, а предстоящие президентские выборы считают дополнительным катализатором. Главный итог нынешней газовой "войны" - веры в мир почти не осталось.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Эскалация напряженности между Минском и Москвой не завершилась для участников конфликта безусловной победой одной из сторон. Так за что же они боролись?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика