Традиция каждой осени. Едва поумерит свою щедрость на тепло солнце, журналисты и специалисты начинают больше говорить об энергетике. Вроде и информационного повода толкового пока нет. Не видела широкая публика еще проекта баланса по топливу на будущий год. И активные переговоры с поставщиками, похоже, еще не начинались. Но по отдельным, брошенным будто вскользь, репликам можно судить: подготовка к дискуссии идет. То менеджер «Газпрома» обмолвится, что монополия собирается повысить для Беларуси цены на газ. То наш министр финансов заметит, что бюджет верстался из расчета возможного «достаточно высокого» увеличения цен на него. Словом, очередной тактический период решения вопроса энергообеспечения вот–вот начнется. Переговорной легкости здесь вряд ли кто–то ждет. Увы, это тоже стало своего рода традицией. Которая еще больше подчеркивает важность уже стратегического взгляда в завтра.
Десять лет отводит стратегия развития энергетического потенциала страны на то, чтобы заменить почти треть используемого нынче топлива собственными ресурсами. А долю природного газа в производстве тепловой и электрической энергии довести до 55 процентов (с нынешних 90 с лишним). За счет чего? С одной стороны, ставка делается на местные виды топлива и возобновляемые источники. Это торф, древесина, энергия ветра и воды. Понятно, что любое из этих направлений всю энергетику на себе не вытянет. И ветры у нас не те, что на ирландских побережьях, и реки для мощных ГЭС не очень подходят. Однако проблемы энергообеспечения локального масштаба такие проекты решать вполне могут. Как, собственно, и торф, и древесина. На это обращает внимание и директор Института энергетики НАН Беларуси Геннадий Дмитриев. По его мнению, местные виды топлива хороши для агрогородков и прочих небольших населенных пунктов, расположенных близ ресурсов.
Другое дело, что жечь в печи торфобрикет или дрова — технология, увы, даже не прошлого века. Здесь нужны новые подходы. За последние лет 10 доводилось не раз бывать на презентациях различных ноу–хау в этой сфере. Видеть электрические и тепловые агрегаты, работающие на особо приготовленной щепе, пеллетах из соломы и даже на старых автомобильных покрышках. Судя по технической документации, экономический эффект такие установки дают ощутимый. Но ведь ни один из подобных проектов еще не вышел, как говорят, в серию. Почему? Будем считать, что 7 мини–ТЭЦ и около 3.000 по стране, уже работающих на щепе котлов, — это первый шаг к использованию топлива, лежащего буквально под ногами.
Очевидно, что если и решать всерьез проблему самообеспечения топливом и диверсификации его поставок, то ставка будет делаться на более масштабные проекты. В стратегии развития энергетики немаловажная роль отводится разработке бурых углей и горючих сланцев. Хотя Г.Дмитриев уточняет, что это пока лишь заявка, которая требует глубокого анализа. Тут есть два очень весомых «но». Во–первых, дорого. Во–вторых, грязно. Если добывать ресурсы шахтным способом — это огромные отвалы пустой породы. Экологии плюсов они явно не добавят. Ну а создание новых горнодобывающих и перерабатывающих производств — это миллиардные инвестиции в твердой валюте. Посчитать их целесообразность еще предстоит.
Получается, что с точки зрения экологичности и зримой оправданности затрат на сегодня наиболее реалистичными выглядят несколько масштабных проектов. Строительство АЭС, о чем уже немало сказано. Развитие поставок углеводородов из третьих стран (проекты наподобие венесуэльского). И довольно новая тема — покупка сжиженного природного газа.
Анализом последней идеи сегодня всерьез занимаются и наши соседи. Не первый год прорабатывает возможность строительства в Клайпеде терминала по приему сжиженного газа Литва. Аналогичный замысел рассматривает Латвия. А Польша уже фактически работает по проекту поставок в страну катарского газа, для чего должен быть построен терминал к 2014 году. И не исключено, что, например, литовский вариант может быть реализован совместными усилиями с Беларусью.
Как видно, диверсификация источников ресурсов — проблема актуальная для многих стран. Белорусская стратегия здесь вполне укладывается в контекст общеевропейских тенденций. «Возможно, не каждая идея однозначно экономически выгодна, — рассуждает Г.Дмитриев. — Некоторые технологии, например использование торфа или угля, грязнее газового энергопроизводства. Но на первом плане стоят вопросы энергетической безопасности. И это необходимо учитывать в первую очередь». Аргумент резонный. Хотя в перспективе, думается, какие варианты бы ни использовались, они все же должны приносить и материальную отдачу. Ведь довольно сложно представить себе дотационную энергетику. Ну а успешность реализации всех планов измерить будет достаточно просто. Самый убедительный критерий — прекращение традиции говорить об энергетике по осени.
Ватт по осени считаютОб энергетикеТрадиция каждой осени. Едва поумерит свою щедрость на тепло солнце, журналисты и специалисты начинают больше говорить об...