Французский сенат принял закон, запрещающий в общественных местах ношение одежды, полностью закрывающей лицо, — таких как чадра и никаб.
Нарушение законодательной нормы будет караться штрафом 150 евро. Кроме того, нарушительницы обязаны будут изучить законы страны пребывания на специальных семинарах — иными словами, им прочитают лекцию о неправильном поведении. Мужчинам же, принуждающим своих жен и других близких родственниц к ношению чадры и никаба, грозит наказание в виде тюремного заключения сроком на 1 год и денежный штраф в размере 30 тысяч евро.
Сильный ход!.. Прежде всего с точки зрения политической риторики, тон которой задал в программной речи сам президент Николя Саркози, заявивший: «У нас во Французской Республике иное представление о достоинстве женщины...»
Нет сомнения, что и президент Николя Саркози, и французский сенат однозначно выразили настроения большинства населения, даже более того, снискали их симпатии, готовясь к грядущей предвыборной кампании. Так же, как уже сделали это Швейцария и Бельгия. Первая запретила по итогам референдума в ноябре 2009 года строительство минаретов, а вторая в апреле 2010–го практически единодушным голосованием нижней палаты бельгийского парламента запретила исламскую вуаль. Как говорится, вуаля (вот так!), мадам.
Но является ли это по–настоящему сильным ходом не только в риторике, но и реальной политике? Увы, в этом как раз приходится сильно сомневаться. Французский сенат, возможно, и выплеснул накопившиеся эмоции своих соотечественников, но настоящее политическое решение еще не найдено.
Во–первых, принятый сенатом закон еще должен пройти проверку в Конституционном совете страны. Именно этот, последний, пункт обозреватели называют самым слабым звеном всего пути...
А во–вторых, Саркози вообще–то сам вложил оружие в руки своих противников. Вспомним его слова, что чадра, мол, унижает достоинство женщины. Да и министр юстиции Франции Мишель Альо–Мари обосновала решение запретить ее ношение тем, что полностью закрывающая лицо одежда мусульманок является «вопросом достоинства и равенства».
Увы, это весьма и весьма слабенькая аргументация при столь сильном ходе, как принятие закона... Она уводит в плоскость нравственно–психологических дискуссий, где взглядам Запада и Востока никогда не сойтись. Скажем, европейский мужчина ведет себя достойно, храня верность единственной женщине. А мусульманин свое достоинство измеряет четырьмя женами... К тому же большинство из носящих никаб женщин делают это добровольно и именно в этом видят свое достоинство и права личности.
Именно права личности стали главным аргументом исламских защитников паранджи против ее европейских противников. Восток борется с Западом его же собственным оружием, в первую очередь правозащитной риторикой. Так, комиссия Совета Европы уже успела выступить против полного запрета ношения паранджи и никаба на публике, равно как и запрета на строительство минаретов в Швейцарии. Можно не сомневаться, что и французский закон будет оспорен в Европейском суде по правам человека. Глава исламской комиссии по правам человека, базирующийся в Лондоне (есть, оказывается, и такой), уже назвал запрет на никаб «светской талибанизацией».
Так что и сам французский закон является в какой–то мере вуалью, маскирующей главное. Что? Вспомним, как переводится слово «ксенофобия». Это означает страх перед чужими. В последнее время этот термин приобрел негативный смысл. С ксенофобией во всем мире принято бороться, ей противопоставляется интеграция, которая должна стереть все различия и вовлечь чужаков в европейское сообщество.
Но вот чужаков становится все больше, а интегрироваться они не хотят. Напротив, агрессивно навязывают свои нормы и правила. И тогда возвращается страх...
Впервые страх, констатирует российский исследователь Филипп Плещунов, появился во второй половине 1980–х гг. после «дела Рушди» в Великобритании, когда мусульмане стройными многочисленными рядами прошли по улицам британских городов, сжигая флаги этой страны и книги Салмана Рушди. В дальнейшем уровень этой боязни резко повысили теракты радикальных исламистов в европейских и американских городах. И сегодня обычный европеец вздрагивает, видя вместо открытого лица только прорезь для глаз.
Конечно, глупо думать, что за каждым никабом может скрываться диверсант. Но можно ли доверять людям, столь демонстративно и презрительно отгораживающим себя от «неверных»? Вот в чем вопрос.
Вуаля, мадамО законе принятом французским сенатомФранцузский сенат принял закон, запрещающий в общественных местах ношение одежды, полностью закрывающей лицо, —...