Александр Лукашенко вступил в президентскую кампанию. Пока неофициально, но в привычном для себя антураже — в окружении придирчиво отобранных народных масс. С трибуны шестого съезда ФПБ Лукашенко ознакомил страну с главными тезисами своей предвыборной программы.
Ожидалось, что старт президентской кампании Лукашенко будет обставлен как-то более торжественно. То ли сам официальный лидер проникновенно сообщит о еще не иссякших силах и невыполненных обещаниях, то ли профсоюзные активисты, массово свезенные на Октябрьскую площадь из всех регионов страны, используют представившуюся им судьбой возможность и в едином порыве призовут Батьку на очередное президентство.
Не случилось ни того, ни другого. Почему? Возможно, потому что и не должно было случиться. Ведь участие Лукашенко в выборах подразумевается по умолчанию — как рассвет после ночи. Зачем очевидное делать еще более очевидным? Тем более, если результат будущих выборов сегодня может предсказать любой имеющий право голоса гражданин Беларуси, а также те, кто до такого права еще не дорос.
Лишенный этой интриги съезд Федерации профсоюзов в качестве компенсации получил возможность первыми ознакомиться с каркасом предвыборной программы Лукашенко.
Первым делом Лукашенко обозначил заоблачные высоты, которые покорит отечественная экономика, если и далее будет придерживаться той модели, которую для нее выстрадала нынешняя власть.
«Нам предстоит за пятилетие увеличить почти в 1,7 раза ВВП, более чем на треть количество новых и модернизированных рабочих мест, обеспечить кардинальный рост производительности труда. Именно на этой основе базируются наши прогнозы о значительном повышении зарплаты, реальных доходов населения в целом. Приоритетная задача власти, чтобы качество жизни людей ни в чем не уступало качеству жизни самых передовых государств мира», — заявил Лукашенко.
Затем официальный лидер покритиковал оппозицию. Вероятные конкуренты на президентских выборах также не спят в шапку и уже успели наобещать народу не меньше, чем Лукашенко.
Оратор даже предметно прошелся по программе Ярослава Романчука «Миллион рабочих мест». Лукашенко оценил привлекательность заголовка, но засомневался в искренности намерений кандидата от ОГП.
«Миллионы новых рабочих мест» звучит, конечно, очень красиво. Только авторы подобных идей умалчивают о том, что такой «прирост» они планируют за счет сокращения существующих рабочих мест. Кому, скажите, нужна такая пыль в глаза? И миллионы новых рабочих мест — это сотни миллиардов долларов. Если они у кого-то есть, то в это можно поверить», — отметил президент.
У Лукашенко, наверное, есть пару свободных миллиардов, потому как в оценке прироста рабочих мест в будущей пятилетке с либеральным экономистом он совпадает.
Впрочем, внимающих официальному лидеру такие моменты смущать не должны. Ведь одно дело, когда это обещает глава государства и совсем другое, когда елей льется из уст «врагов народа».
Оппозиции досталось не только за попытки ввести население в заблуждение несбыточными экономическими прогнозами.
«Никакие они не оппозиционеры. Они — враги народа. Где только можно хуже сделать для государства — они там. Вчера Европа, Америка на нас давила — они там. Сегодня Россия давит — они там», — чехвостил Лукашенко оппозицию и в хвост, и в гриву.
Прошелся глава государства и по внешнеполитическим полюсам, между которыми оказался зажат официальный Минск.
Европе Лукашенко вновь попенял за напрасные претензии к белорусским властям по поводу несоблюдения у нас прав человека.
Лукашенко (показалось, что даже искренне) удивился непонятливости чиновников в Брюсселе. Какие могут быть претензии к Беларуси по вопросу прав человека, если у нас «безработица на уровне статистической погрешности»? Этот железобетонный контраргумент объясняется весьма посредственным представлением президента о существующем наборе прав человека. С точки зрения Лукашенко их всего два — право на труд и хорошую зарплату.
Отношения с Россией — сегодня слишком горячая тема для белорусского лидера. Можно ненароком и обжечься. Но не пройтись по «братскому государству» Лукашенко, естественно, не мог. Ведь именно там, за восточной границей, сегодня причина всех бед Беларуси.
«Допустим, мы нашли пути дешевых поставок нефти и газа на территорию Беларуси, допустим, через Прибалтику. И здесь же включается известный внешний рычаг: «Не пущать». Тем более что существующие газовые и нефтяные артерии Советского Союза знаете у кого в руках. Порожняком стоят трубы, они просто не работают, блокируются по поставкам углеводородного сырья в Беларусь», — возмущался глава государства.
Проблемами, которые, по мнению официального Минска, Россия создала Беларуси в нефтегазовой промышленности, и объясняются некоторые нестыковки между ростом ВВП и ростом доходов населения.
«Во-первых, мы прирастаем по ВВП в тех сферах, где нет сверхприбыли и сверхдоходов. Если бы было 12% прироста в газовой и нефтяной промышленности, мы бы имели огромные дивиденды, потому что там огромные прибыли», — сказал глава государства.
Отсюда и цели, которые Лукашенко ставит перед собой на ближайшие пять лет.
«Поэтому поставлена задача: мы должны построить свои артерии, но уйти от зависимости, если мы хотим быть государством, — подчеркнул президент. — Если мы не хотим быть государством и хотим, чтобы нас постоянно пинали, наклоняя и указывая, что делать, куда двигаться, — тогда можно этого не делать. Но это очень дорого. Независимость и суверенитет очень дорогого стоят».
Детализировать свой план на будущую пятилетку глава государства обещался на Всебелорусском народном собрании. Но вряд ли это изменит его суть, которая заключается в фактически полном отсутствии новизны. Прозвучавшие тезисы уже хорошо знакомы, а некоторые из них просто заезжены до дыр. Ставка на стабильность и постепенность может свидетельствовать о том, что действующая власть попросту не имеет четкого плана даже на ближайшую перспективу и озабочена лишь одним — как пережить 19 декабря.