Совет Европы – детище 1949 года – создавался как
международная региональная организация, призванная консолидировать страны
континента на основе общеразделяемых ценностей. На сегодняшний день членами
организации являются 47 государств, в том числе Центральной и Восточной Европы,
ряд стран СНГ.
Членство осуществляется с учетом выполнения принципов,
определенных Венской декларацией 1993 года. Обязательные условия: соответствие
институтов и правового устройства основополагающим принципам демократии;
соблюдение прав человека; избрание народных представителей путем свободных,
равных и всеобщих выборов; обязательство подписать Европейскую конвенцию по
правам человека и принять всю совокупность ее контрольных механизмов.
Цели организации: защита прав человека и расширение
демократии; сотрудничество по основным вопросам права, культуры, образования,
информации, охраны окружающей среды, здравоохранения; сближение всех стран
Европы.
Советом Европы разрабатываются и принимаются
общеевропейские конвенции по самым различным вопросам сотрудничества. Уже
принято около 150 документов. В некоторых из них, например, в Европейской
конвенции по правам человека, могут участвовать только государства-члены Совета
Европы, в других, например, в Европейской конвенции по культуре, - все
европейские государства.
До 2007 года позиция Совета Европы в отношении
Беларуси носила исключительно критический характер. Акцент делался на развитие
контактов с белорусским гражданским обществом, при чем под данное определение
подпадал преимущественно только один его срез – оппонирующий руководству
республики. Взаимодействие с официальным Минском имело выборочный и несистемный
характер. Контакты на правительственном и местном уровнях были сведены к минимуму.
В 2008 году в рамках ЕС был взят курс на активизацию сотрудничества
с руководством Беларуси. На пленарной сессии ПАСЕ в Страсбурге 23 июня 2009 года был рассмотрен и утвержден доклад представителя ПАСЕ
по Беларуси А.Ригони «О ситуации в Беларуси». Участники заседания приняли резолюцию об «отмене решения о
приостановлении действия статуса специально приглашенного для парламента
Беларуси после принятия компетентными белорусскими властями решения о введении
моратория на исполнение смертных приговоров». В принятой ПАСЕ рекомендации
содержится предложение Комитету министров СЕ «возобновить контакты с
белорусскими властями».
Данное решение Ассамблеи придало дополнительный
импульс развитию взаимодействия Организации с Беларусью на правительственном
уровне. Расширилась сфера сотрудничества с Советом Европы по различным
направлениям (правовое, культурное, образовательное, молодежное и др.),
активизировалась работа по присоединению Республики Беларусь к правовым
инструментам (конвенциям) СЕ, осуществлена серия значимых взаимных визитов,
организован ряд совместных мероприятий. В июне 2009 года в Минске начал
работу информационный пункт Совета Европы, призванный содействовать дальнейшему
развитию сотрудничества Беларуси с данной организацией.
Откат к прежней риторике наметился после того, как в
марте 2010 года в Беларуси были приведены в исполнение два приговора к
исключительной мере наказания. Парламентская ассамблея Совета Европы заняла критическую
позицию в отношении нашей страны. Возобновилась тенденция к принятию соответствующих
докладов и ограничительных резолюций по Беларуси со стороны Парламентской
ассамблеей Совета Европы.
Так, в ходе зимней сессии ПАСЕ (25 - 29 января 2010 года)
состоялось обсуждение доклада и проекта резолюции «Уважение свободы СМИ». В
принятой по докладу резолюции один пункт, в частности, полностью посвящен
вопросу свободы СМИ в Беларуси. В нем говорится, что «Ассамблея отмечает с
озабоченностью официальное предупреждение Министерства юстиции от 13 января
2010 года, сделанное Белорусской ассоциации журналистов».
В рамках той же сессии группа депутатов Парламентской ассамблеи (в
основном, представители Польши) распространила письменную декларацию «Недавние
действия против польского меньшинства в Беларуси». В документе говорится об «усилении в последнее время репрессий в отношении
представителей польского меньшинства» со стороны белорусских властей. В
декларации депутаты призвали Комитет министров Совета
Европы «сделать соответствующие выводы в отношении белорусских властей».
В ходе весенней сессии ПАСЕ (26-29
апреля 2010 года)
в рамках инициированной шведским депутатом в ПАСЕ Г.Линдбладом срочной
процедуры Ассамблея одобрила доклад «Ситуация в Беларуси: последние события» и
соответствующую резолюцию. В докладе в тенденциозном ключе отмечается
наблюдаемое в Беларуси «постоянное притеснение Союза поляков, особенно в части
нарушений прав собраний и ассоциаций, отсутствие наблюдателей на местных
выборах даже от организаций, членом которых является Республика Беларусь». Кроме
того, подчеркивается, что в марте 2010 года в обстановке полной секретности
приведены в исполнение два смертных приговора. В принятой на основе доклада
резолюции Ассамблея решила
«приостановить деятельность, предполагающую контакты на высоком уровне между
Ассамблеей и Парламентом Беларуси и/или органами государственной власти».
Однако в августе 2010 года состоялся визит в Беларусь
докладчика Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Синикки Хурскайнен. В
ходе пребывания в Беларуси госпожа Хурскайнен уделила основное внимание практическим шагам властей
Беларуси по отмене смертной казни.
С этой целью докладчик
провела встречи с руководством МИД, Министерства
юстиции, Министерства информации, Генеральной Прокуратуры, членами
Национального Собрания Республики Беларусь. Докладчик ПАСЕ выразила удовлетворенность визитом в нашу страну и возможностью в этой
связи обсудить перспективы диалога Беларуси и Совета Европы, отметила наметившийся прогресс в вопросе отмены смертной казни. Положительно
оценила деятельность в течение последнего полугодия рабочей группы
Национального Собрания Республики Беларусь по данному направлению.
На днях в Минске пройдет круглый стол с участием экспертов
из Беларуси и ЕС «О пути в направлении отмены смертной казни». В нем примут
участие до 40 человек (35 белорусских представителей и 5 экспертов Совета
Европы).
Готовность
сторон продолжать диалог и находить компромиссные решения дает надежду на возобновление
плодотворного сотрудничества. Вне всякого сомнения, важной составляющей этого
процесса является не только намерение слушать друг друга, но и слышать
аргументы сторон.