Сенсации не произошло. 24 сентября, под занавес сдачи документов на регистрацию инициативных групп, в Центризбирком поступило заявление и от гражданина Лукашенко Александра Григорьевича.
Вместо броневика — трамвай
Вообще же в последние несколько дней жители страны дружно демонстрировали живой триумф 80-й статьи конституции: «Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет…» и далее по тексту. Шли в ЦИК чередой, а поэт Владимир Некляев, в очередной раз блеснув оригинальностью, приехал на трамвае.
В итоге число претендентов на участие в выборах главы государства, назначенных на 19 декабря, также достигло 19 (магия чисел, что ли?). Компания удивительно пестрая: от действующего лидера до безработного со списком инициативной группы из одного человека.
Вообще-то претендентов могло быть ровно 20, да вот санитарка водолечебницы с Гомельщины, поразмыслив, снялась с дистанции. Возможно, она поступила мудрее, чем некоторые из выдвинувшихся политиков. Хотя все претенденты генерируют победную риторику, эксперты уверены: после сбора подписей большинство отпадет, как осенние листья.
На выборах 2001 и 2006 годов зарегистрированной оказывалась лишь четверка персон. Неизменно в квартет входили Александр Лукашенко и председатель Либерально-демократической партии Сергей Гайдукевич. Плюс еще по два оппозиционера: соответственно — Семен Домаш и Владимир Гончарик; Александр Милинкевич и Александр Козулин.
Маловероятно, что сейчас круг сильно расширится. Как бы не наоборот. Ныне ресурсов у тех, кого пропаганда именует радикальной оппозицией (Гайдукевич туда не попадает), судя по всему, меньше, чем в лучшие времена, когда Запад еще лелеял надежду на «бульбяную революцию». А чтобы собрать сто тысяч подписей, нужны немалые средства и солидный боевой актив. Сейчас все небогатые ресурсы будут распыляться между многими командами.
Кто выйдет на второй уровень?
При этом говорить о едином оппозиционном кандидате, который мог бы собрать силы в кулак, стало уже вроде как и моветоном. Ряд партийных лидеров твердят: и хорошо, что его нет, зато теперь раздолье для продвижения отдельных брендов, пропаганды партийных программ — того, что модно называется позиционированием.
Но похоже, что это вынужденное бодрячество. Ведь на этапе сбора подписей агитация запрещена. А на следующий уровень игры мало кто из этой разнокалиберной обоймы выйдет. Так что это партийное «бросание понтов» обществом практически не будет замечено. А вот разочарование наверняка усилится: опять не договорились!
По словам методолога Владимира Мацкевича, «снова подводит эта эгоистическая литвинская традиция, когда каждый видит себя магнатом или королем».
В интервью для Naviny.By аналитик отметил, что в белорусском политикуме почти не востребованы интеллектуальные наработки, политтехнологии. В принципе, считает Владимир Мацкевич, властная верхушка могла бы, блеснув перед Евросоюзом, ОБСЕ, сделать финальный этап кампании полностью прозрачным, демократичным. Победа, убежден эксперт, куется задолго до объявления кампании, это требует целенаправленной работы с ресурсами, СМИ и т.д. Это время оппонентами власти уже разбазарено.
Аналитик Сергей Чалый работал в команде кандидата Лукашенко на триумфальных для того первых президентских выборах 1994 года. Чалый считает: проблема политических противников официального лидера во время нынешней кампании даже не в том, что нет единого кандидата, а в том, что они «не способны предложить более привлекательное будущее, чем власть. Осязаемое и конкретное».
По мнению аналитика, «в такой ситуации за Лукашенко голосуют просто «по умолчанию».
Лукашенко против Лукашенко
Впрочем, добавляет Сергей Чалый, и у бессменного президента новой программы нет. «Но ему проще. Ничего не менять — это легче, чем сделать выбор в пользу чего-то нового. Так что у оппозиции всегда более трудная задача», — резюмировал эксперт в интервью для Naviny.By.
Действительно, выступая сегодня в Академии управления при президенте Беларуси, Александр Лукашенко заявил, что не видит нужды в смене политического курса. Он не намерен кланяться России и обойдется без «подачек Евросоюза». По его убеждению, «государство, насколько возможно, должно вмешиваться во все процессы жизни общества». Короче, «мы сделали ставку на сильное государство» и «пока ни разу об этом не пожалели».
Сказано прямо и доходчиво. Действительно, тем, кто у власти, чего сожалеть-то? Пусть сожалеют оппоненты. В отстроенной системе они — лишь массовка напоказ Европе. «Мы будем регистрировать всех, поверьте. За уши будем тянуть! Поскольку заинтересованы в том, чтобы выборы были веселые, активные», — сообщила на днях глава ЦИК Лидия Ермошина.
И веселое, кажется, уже начинается. Лидер кампании «Говори правду!» Владимир Некляев получил удар откуда не ждал. Да уж, и вправду началось позиционирование партийных брендов, да такое, что просто жесть!
Ранее отдельные коллеги-оппозиционеры неустанно изобличали в Некляеве агента Кремля. А сегодня, воспользовавшись откровенными мемуарами поэта-правдоруба (книга «Армагедон. Драматычная паэма»), не регистрировать его группу потребовала партия «Зеленые». Действительно, разве можно допустить, чтобы во главе синеокой Беларуси стоял убийца кошки?
Европа может быть довольна накалом и плюрализмом предвыборных дебатов. «Зачот!».
Если же серьезно, то, по словам Сергея Чалого, «против действующего президента на этих выборах играет не столько оппозиция, сколько он сам. Точнее, психологическая усталость общества от многолетнего правления одного лица».
Короче, интрига этих выборов в том, кто выиграет бой Лукашенко против Лукашенко.