Сегодня в столице Норвегии Осло должны вручать Нобелевскую премию мира. Но получать ее никто не придет — более того, возник вопрос: а действительно ли мирная это премия? За последние несколько лет стало очевидно: к миру она если имеет отношение, то весьма специфическое, а вот по степени политической ангажированности трудно найти ей равную. В этом году Нобелевскую премию мира присудили китайскому диссиденту и политическому заключенному Лю Сяобо, отбывающему 11–летнее заключение за «открытую клевету и подстрекательство других к свержению государственной власти», как гласит приговор, вынесенный на суде.
По мнению «Глобал таймс», «Нобелевская премия мира –2010 — кощунство», потому что стала инструментом раздора, а не мира. А крупнейшее китайское издание «Чайна дэйли» уточняет: «Мир в понимании Пекина — это хорошие взаимоотношения между нациями, в основе которых лежит взаимоуважение и невмешательство во внутренние дела друг друга». Таким образом, делает вывод китайская газета, Нобелевская премия мира укрепляет подозрения в том, что на Западе существует заговор по сдерживанию роста Китая.
Китай усилился? А давайте–ка треснем его нашей премией — пусть оправдывается. Пекин оправдываться не стал — ему это вообще несвойственно. Ответил так, как привык в подобных обстоятельствах (не в первый же раз на самом деле): ограничениями в торговле с Норвегией, разъяснительной работой в мировых столицах и учреждением альтернативной премии.
Двойные стандарты стали нормой международной жизни — и это уже не новость. А вот то, что в Китае учредили альтернативную Нобелевской премию мира — имени Конфуция, — новость. Первую в истории такую премию вчера вручили Лиэнь Чаню, почетному председателю тайваньской партии Гоминьдан — за личный вклад в отношения между берегами Тайваньского пролива и благодаря этому за мир во всем мире. Среди номинантов были Махмуд Аббас, Нельсон Мандела, Билл Гейтс, китайский поэт Цяо Дамо и Панчен Лама.
Панчен Лама — второй по важности титул в иерархии тибетского буддизма, он живет на территории Китая, в Лхасе. Далай–лама (высший титул в тибетском буддизме) был лауреатом Нобелевской премии мира в знаковом для Китая 1989 году. Лауреат года нынешнего Лю Сяобо в том году стоял на площади Тяньаньмэнь против танков. Но вряд ли портреты Лю Сяобо в ближайшем будущем появятся в китайских домах, как есть сейчас в каждом тибетском доме портреты Далай–ламы. Но он ведь религиозный лидер, а большинству китайцев религия, которую проповедует Лю — свобода и демократия, — сейчас неблизка: им бы детям дать образование да счастье материальное успеть ощутить еще в этой жизни.
У Лю Сяобо есть сторонники — это несомненно. Есть последователи — их немного. Есть те, кому его судьба небезразлична, — международное сообщество. Но большинство китайцев о нем не слышали. Им некогда думать, справедлива ли существующая в стране система выборов (по большому счету, их просто нет — по крайней мере, прямых выборов главы государства или народных депутатов) или насколько демократичны существующие институты. Не то чтобы люди боялись выйти на улицы и заявить свое решительное «нет» властям. Китайцы смелеют и о своих правах заявляют и громче, и чаще. Но все больше в интернете. А когда выходят на улицы (а они выходят), то в основном для того, чтобы отстоять нечто очень конкретное и материальное — свой дом, свою работу, свою деревню или выразить протест против повышения цен на парковку в жилом комплексе. Именно это сегодня заботит простого китайца. К тому же внешнее давление китайцев только объединяет.
А что касается Нобелевской премии? Очень престижно и почетно! Но только нельзя красивую идею разбавлять водичкой, настоянной на политике. Реакция этого химического опыта дает сомнительные результаты. Покойный господин Нобель вряд ли приветствовал бы такой стиль...
Нобелевский бичО Нобелевской премии мираСегодня в столице Норвегии Осло должны вручать Нобелевскую премию мира. Но получать ее никто не придет — более того,...