Разворачивается самый плохой сценарий. Когда войска полковника Каддафи оказались на расстоянии 100 миль от Бенгази, «столицы» бунтовщиков, Совет Безопасности ООН дал «добро» на конкретные боевые действия в Ливии. Резолюция № 1973 предусматривает не только закрытие воздушного пространства для ливийской авиации, о чем Бенгази просил, наверное, все последние недели, но также и другие военные меры, за исключением применения наземных сил. Сразу после этого созвонились Барак Обама, Николя Саркози, Дэвид Кэмерон и договорились... В сколоченную на скорую руку международную коалицию вошли также две мусульманские страны — Объединенные Арабские Эмираты и Катар, — чтобы происходящее не было похоже на очередной крестовый поход Запада...
Несмотря на то что Совбезу удалось договориться и общественное мнение по поводу Каддафи тоже сложилось вполне определенное, мир раскололся по поводу ливийской кампании. Достаточно посмотреть на то, какие государства воздержались во время голосования в Нью–Йорке. Китай, Россия, Индия, Бразилия и даже Германия воспользовались лазейками в Уставе ООН и сняли с себя всю ответственность за происходящее в Сахаре. Раньше эту организацию ругали за то, что она не может принять резолюцию в нужный момент. Теперь же ее можно критиковать за то, что вопросы, скажем так, жизни и смерти решаются без твердого и однозначного консенсуса в международном сообществе.
В зависимости от того, как будет развиваться операция в Магрибе, трещины на глобусе будут либо увеличиваться, либо зарастать. А наибольшая опасность, безусловно, грозит Евросоюзу, у которого под боком происходят неконтролируемые события, а он так и не сформулировал общий ответ на этот вызов. И дело не только в том, что все последствия военных действий — беженцы, оружие, перебои с нефтью, экстремизм, нестабильность — достанутся Европе. Проблема ЕС в том, что он оказался колоссом на глиняных ногах, — фактически похоронена общая внешняя политика этой организации. И можно теперь кого угодно, хоть Тони Блэра, назначать министром иностранных дел Евросоюза, сколько угодно еэсовских посольств открывать по миру — веса это не добавит. Одно дело, когда накануне иракской кампании разошлись во мнениях «старая» и «новая» Европа. При всем уважении Польша пока еще не доросла до размеров европейского тяжеловеса. И совсем другое дело, когда диаметрально разошлись во мнениях страны–основатели, локомотивы ЕС, — Франция и Германия.
Призыв «В атаку!», брошенный Саркози, скорее всего, так и остался бы гласом вопиющего в пустыне, если бы Соединенные Штаты не изменили своей позиции. Сейчас в регионе находится как минимум одна подлодка ВМФ США, вооруженная крылатыми ракетами, а также французские и британские ВВС. Однако Берлин остался верен своему принципу невмешательства, отказав в поддержке Парижу.
«Резолюция, с одной стороны, предусматривает значительное ужесточение международных санкций против режима Каддафи, — говорится в официальном заявлении МИДа ФРГ, обнародованном в Берлине в ночь на пятницу, 18 марта. — Мы приветствуем и поддерживаем это, и мы сами добивались этого. Однако мы по–прежнему крайне скептически относимся к предусмотренной резолюцией опции вооруженной интервенции в Ливии. Мы усматриваем здесь значительные опасности и риски. Поэтому мы не можем поддержать эту часть резолюции».
Согласитесь, очень странная формулировка для союзника.
И неизвестно, какие еще последствия будут у резолюции № 1973. Некоторые критики отмечают, что запрет полетов авиации над Боснией в начале 1990–х годов не смог предотвратить резню в этой стране, включая расстрелы в Сребренице. Зато Ливия, которую западные страны за хорошие деньги снабжали передовым вооружением все последние годы, может создать проблемы Европе. «Запад больше никогда не будет знать мира, — сказал Каддафи в интервью португальскому телевидению. — Если мир настолько безумен, то мы отреагируем соответствующим образом». Триполи пригрозил атаками на воздушный и морской транспорт в районе Средиземного моря в случае иностранной военной интервенции. По словам представителя минобороны Ливии, целью контратаки может стать любой «движущийся объект» — независимо от того, является ли он военным или гражданским. Впрочем, публично ливийскими властями вчера было объявлено о немедленном прекращении огня и начале диалога с повстанцами...
Происходящее в Ливии имеет привкус нефти. Например, в Каракасе уверены, что насилие в этой арабской стране не в последнюю очередь развязано для установления контроля над богатыми месторождениями и ослабляет ОПЕК. Как бы там ни было, кажется, последствия для энергобезопасности Европы и безопасности континента в целом в результате ливийской войны будут катастрофическими.
ЧАС «Ч»
Разрешенная Совбезом ООН операция по блокированию полетов над Ливией может начаться в воскресенье или понедельник, сообщила телекомпания Си–эн–эн со ссылкой на высокопоставленных официальных лиц в Пентагоне.
Кстати
Германия готова оказать военную помощь своим партнерам по НАТО при проведении операции в Ливии, несмотря на то, что сама отказалась участвовать в военных действиях против режима Муамара Каддафи, сообщает агентство DAPD.
По данным агентства, на экстренном совещании фракций ХДС/ХСС в бундестаге канцлер Ангела Меркель и министр обороны Томас де Мезьер предложили направить в Афганистан разведывательные самолеты AWACS с немецкими экипажами. Тем самым у США появится возможность перебросить свои AWACS из Афганистана в район Средиземного моря для поддержки операции в Ливии.
МЕЖДУ ТЕМ
Цена на американскую легкую нефть марки Light Sweet повысилась до 103,47 доллара за баррель после того, как Совбез ООН принял резолюцию, запрещающую полеты военной авиации над Ливией.
«Миражи» над СахаройРазворачивается самый плохой сценарий. Когда войска полковника Каддафи оказались на расстоянии 100 миль от Бенгази, «столицы» бунтовщиков,...