Вчера в суде Ленинского района Минска начался судебный процесс над бывшими кандидатами в Президенты Николаем Статкевичем и Дмитрием Уссом. Они обвиняются в организации массовых беспорядков 19 декабря 2010 года, которые, как говорится в официальных документах, «сопровождались насилием над личностью, погромами, уничтожением имущества и вооруженным сопротивлением представителям властей».
Кроме них, на скамье подсудимых активные, как считает следствие, участники массовых беспорядков Андрей Позняк, Александр Класковский, Александр Квяткевич, Артем Грибков и Дмитрий Буланов.
По заявлению государственного обвинителя, экс–кандидаты не теряли времени и начиная с ноября по телефону обсуждали организацию массовых беспорядков в день президентских выборов, заранее распределяли роли. А также, невзирая на протест прокуратуры, оба через СМИ призывали людей прийти 19 декабря на незаконный митинг на Октябрьской площади. Вот какой силы было их желание прийти во власть.
Готовились к беспорядкам они и в день выборов. Вечером 19 декабря, как сказал прокурор, Усс сообщил по телефону Статкевичу, что, судя по численности милиции у Дома Правительства, большое сопротивление митингующим вряд ли будет оказано. После чего, повторяя по громкоговорителю, что выборы «сфальсифицированы», хотя до объявления результатов были еще долгие часы, Статкевич стал призывать людей идти с Октябрьской площади на площадь Независимости к Дому Правительства.
В обвинении также говорится, что «Усс использовал психологию толпы, направляя ее в нужное русло». Вот вам и Усс, который поразил общественность косноязычием на ТВ! В тихом болоте, как говорится...
Судя по телефонному разговору экс–кандидатов, выдержки из которого зачитал в судебном заседании прокурор, намерение Статкевича было однозначным: прорваться в Дом Правительства и занять кресло премьер–министра.
В раскаленной толпе на площади Независимости тут же нашлись желающие (в том числе из тех, кто впоследствии тоже оказался перед судом) броситься на «амбразуру», а точнее, на стеклянные двери Дома Правительства и в бой с милицией. В частности, Квяткевич признал, что бил стекла. Грибков подтвердил, что оказывал сопротивление милиции. Это зафиксировали и видеокамеры. Класковский (незаконно одевший форму офицера милиции) вообще стал «героем» дня... Видеодоказательства, впрочем, суду еще предстоит оценить, как и многие другие материалы дела.
Пока опрашиваются обвиняемые. Никто из них полностью вину не признал. Большинство заявили, что «не виноваты». Хотя их аргументы весьма слабоваты: «выпил», «поддался настроению толпы», «я всего лишь хулиган» и т.п. Впрочем, суду придется анализировать и этот жалкий лепет тех, кому 19 декабря море было по колено и кто сейчас ожидает от суда снисхождения...
В суде Заводского района Минска вчера начали рассматриваться дела Павла Северинца, Ирины Халип и Сергея Марцелева. Обвиняемый Марцелев подтвердил, что принимал участие в несанкционированной акции, заявил, что в одной из радиопередач призывал граждан собраться на Октябрьской площади. Суды продолжаются...