«Белтрансгаз» у России уже в кармане. В июне переговоры о покупке «Газпромом» второй половины пакета акций закончатся, уверен российский посол в Минске Александр Суриков.
На пресс-конференции 9 июня он олицетворял ту вальяжность, тот снисходительно-менторский тон, который может сегодня позволить себе Москва в отношениях с традиционно норовистым белорусским партнером. Тот лишь сопит, но всерьез огрызаться не рискует.
Чудеса дрессировки объясняются просто: партнер на подсосе, на мели, как бесшабашный гуляка «после вчерашнего». А вчерашнее — это президентские выборы, когда, чтобы шикануть перед доверчивым электоратом (вот вам по 500 долларов средней зарплаты на нос!), пустили по ветру финансовую систему.
Короче, погудели. И просить миллиард-другой валюты «на опохмел» теперь приходится прежде всего у Москвы.
Если слегка перефразировать классиков сатиры, то ныне за каждый скормленный (и даже еще не скормленный) витамин Кремль требует от белорусского начальства множества, причем отнюдь не мелких, услуг. «Кредит по линии ЕврАзЭЗ не ахти как велик, а условий Москва выставила уже вагон и маленькую тележку», — отметил в интервью для Naviny.by белорусский аналитик-международник Андрей Федоров.
И действительно, посол Суриков сообщил, что условия предоставления кредита состоят аж из 15 пунктов. Начиная с прекращения (о, этого не услышишь по белорусскому ТВ!) «сумасшедшей эмиссии». Да, чуяло сердце обывателя: не к добру обилие в обороте новеньких пятидесятитысячных купюр с нагло блестящим защитным трассером!
При этом ежу понятно, что 1,2 миллиарда долларов из Антикризисного фонда ЕврАзЭС в нынешнем году (да еще двумя траншами) ситуацию не спасут, ибо для латания дыр национальной экономике требуется, как прикинули эксперты, 8-10 миллиардов долларов в год.
Выход подсказывает та же Москва: продавайте собственность! Впрочем, это даже не подсказка, а жесткое и, пожалуй, самое принципиальное условие выделения кредита. Три миллиарда распилят на шесть траншей и будут выдавать в течение трех лет по кусочку за примерное поведение в плане приватизации.
Да, Москва сегодня не цацкается. Воспитывает в спартанском духе. Задолжал Минск России за электроэнергию несчастные 54 миллиона долларов (когда-то ведь, елки зеленые, и миллиарды прощались!) — р-раз, и поставки урезаны вдвое! И бонусы для российских компаний, поставляющих формально беспошлинную нефть в Беларусь, вполне справедливы, говорит посол Суриков.
У белорусской стороны абсолютно противоположное мнение, но ведь не рыпнешься. Эта вроде как беспошлинная нефть — типичная вариация на бессмертную тему бесплатного сыра в мышеловке. Заманили в Таможенный союз — и теперь снимают навар не мытьем, так катаньем.
Данайские миллиарды
По мнению аналитика Андрея Федорова, российская сторона в отношениях с Минском демонстрирует сегодня вполне логичный прагматичный подход, «мягкий лишь вербально». Натерпевшись от союзника дерзостей в былые времена, теперь Кремль методично выжимает максимум из нынешнего отчаянного положения белорусского руководства. Последнее же пока не рискует всерьез огрызаться. А куда денешься?
И процесс, как видим, пошел. С «Белтрансгазом», судя по уверенности господина Сурикова, дело уже в шляпе. Но тут вдруг проклюнулась другая интрига — вокруг «Беларуськалия».
Александр Суриков был дипломатичен и заявил лишь, что не исключает участия российских компаний в приватизации этого гиганта, приносящего в казну синеокой республики большие деньги.
Однако тем временем, кажется, раскрылась тайна некоего миллиарда долларов из «другого источника», этой грядущей вот-вот манны небесной, которой накануне заинтриговал публику глава президентской администрации Владимир Макей. Оказывается, кругленькую сумму срочно дает Беларуси в счет будущих поставок калия российский магнат Керимов.
Совладелец «Уралкалия» Сулейман Керимов вряд ли стал бы разбрасываться миллиардами из филантропических побуждений. Весьма вероятно, что на мази как раз таки покупка акций «Беларуськалия».
По сведениям политического обозревателя Павлюка Быковского, «Керимов уже три раза встречался с Лукашенко по этому поводу».
Согласно свежему сливу, за 50% плюс одну акцию «Беларуськалия» российский олигарх готов выложить до 15 миллиардов долларов. Прикиньте: белорусские власти на два года затыкают все финансовые дыры! Можно и МВФ не кланяться.
Посол Суриков, со своей стороны, прочитал маленькую лекцию о пользе приватизации как таковой и резюмировал в том смысле, что продавайте предприятия кому хотите. Вряд ли кто спорит с тезисом, что государству нечего сидеть на львиной доле активов как собаке на сене. Но закавыка в том, что продать де-факто получится в основном лишь людям из-за восточной границы.
Тихо продаваться по частям Москве?
И тут встает ребром вопрос, к чему может привести тотальная скупка белорусского фамильного серебра сугубо российским капиталом. От суверенитета могут остаться рожки да ножки.
К слову, постройка белорусской АЭС по договору с Россией и за ее же кредит (господин Суриков прогнозирует, что соглашение подпишут в июне — начале июля) — это тоже петля, считают независимые эксперты.
По мнению Андрея Федорова, «объективно Беларуси выгодней взять деньги у МВФ, чем попадать в однобокую зависимость от России, но тут вступают в дело субъективные факторы». И потому вариант, при котором синеокая республика будет тихо продаваться по частям Москве, отнюдь не исключен.
Загвоздка в том, что за спиной МВФ стоит коалиция западных демократий, которая давит на «последнюю диктатуру Европы» требованием освободить всех политзаключенных.
«Скорее всего, белорусские власти постараются сыграть на противоречиях между Россией и Западом, но в нынешней ситуации это крайне затруднительно», — отмечает Павлюк Быковский. По его словам, «до снятия вопроса с политзаключенными у западных политиков будут связаны руки в переговорах с Лукашенко».
Между тем, отмечает аналитик, правящий режим даже не завершил стадию судов, поэтому очень скорое освобождение политических узников вряд ли возможно. Так что, по прогнозу Быковского, «до осени никакой определенности с МВФ не будет».
Деньги же белорусскому режиму срочно нужны уже сегодня. И Москва продолжает без шума и пыли обкладывать Минск красными флажками.