Пара — нормальное явление. 21.by

Пара — нормальное явление

17.06.2011 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Пара — нормальное явление

О российско–китайских отношениях

Россия — крупнейший в мире поставщик энергоресурсов. Китай — самый большой потребитель нефти и газа. На первый взгляд они — идеальная пара. Конечно, двум тяжеловесам мировой политики не так–то просто уместиться на одном, пусть и очень большом континенте. Им есть о чем поспорить, как показывают переговоры Дмитрия Медведева и Ху Цзиньтао в Москве.


В политике есть объективные обстоятельства — они превыше всего, но нельзя сбрасывать со счетов и политическую волю. Ее наличия нельзя не заметить. Так, Дмитрий Медведев в последнее время встречался с Ху Цзиньтао чаще, чем с главой какого–либо другого государства. Только что в Астане закончились мероприятия ШОС, у руля которой стоят Москва и Пекин. А теперь председатель КНР лично пожаловал в Кремль.


В последние 5 — 10 лет российско–китайские отношения стали восприниматься несколько иначе, чем до этого.


Раньше ведь было как. В среде российских славянофилов, от Нарочницкой до Проханова, идея стратегического союза с Китаем всегда рассматривалась как противовес отношениям России с Западом. Камертон — в данном случае Вашингтон: чем хуже отношения с ним, тем привлекательнее выглядел Пекин в качестве партнера. Причем по советской традиции — младшего партнера.


Западники же отвечали страшилками на тему намерения китайцев оттяпать у России Дальний Восток, а то и всю Сибирь.


Обе эти линии — чисто умозрительные заключения, слабо аргументированные на практике. Уровень сотрудничества (как и уровень соперничества) между Китаем и Россией не соответствовал статусу двух государств. Все–таки речь шла о самой большой и самой населенной странах мира, которые к тому же соседи.


Сегодня масштаб отношений между Москвой и Пекином возрос. Антизападную ось они, разумеется, не создали. Никому это не нужно. Главный экономический партнер Китая — Соединенные Штаты, для России это — Евросоюз. Место политики — на втором плане. Как показали итоги голосования в Совете Безопасности по Ливии, обе страны не собираются ставить палки в колеса натовской машине, если та разогналась и набрала ход.


Just business — этот американский тезис стал негласной внешнеполитической концепцией Поднебесной. Нечто подобное пытается проводить при Медведеве и Россия, хотя отойти от прежнего мышления непросто.


Очень четко это проявилось во время саммита ШОС. Эксперт Центра по изучению постсоветского пространства МГУ Александр Караваев отмечает, что в России эту организацию принято воспринимать через призму безопасности, при этом Пекин главный упор все же делает на экономическое сотрудничество со странами региона, который раньше всегда считался вотчиной Москвы.


«Бороться с этим уже бесполезно, — цитирует «КоммерсантЪ» высокопоставленного дипломата одной из стран — членов ШОС. — Китай все равно в ближайшие 10 — 20 лет станет экономическим центром в нашей части мира, поэтому у других членов ШОС только один выход — стать сервисной экономикой. Конечно, это сильный удар по великодержавной психологии некоторых соседей, но выбора нет».


Россия уже не может снабдить Китай новыми технологиями, но и Китай еще не готов поставлять их в Россию. Показательно, что военные заказы КНР у российской «оборонки» перестали расти, — все, что могли, китайцы уже получили, сегодня военный бюджет Поднебесной уже больше, чем российский.


Российско–китайские отношения постепенно стали китайско–российскими. Наверное, это неудивительно, учитывая масштабы экономики Китая. Россия сегодня сосредоточена на отстаивании своего статуса «энергетической сверхдержавы», как в свое время выразился Владимир Путин. С 2000 года страна заработала около полутора триллионов долларов на экспорте энергоносителей. Доходы от продажи одной лишь нефти составляют около четверти ВВП. Хотя многие критикуют, что страна все глубже подсаживается на нефтяную иглу, модернизация дело небыстрое.


Поэтому сейчас главная задача Москвы — получить от своих месторождений еще больше. Главная тема российско–китайских переговоров в Кремле — это, разумеется, не противостояние американской ПРО или кибервойны в сети, а банальная цена на газ. Две страны договорились соединиться газопроводами, стройка готова начаться хоть сегодня, но Китай отказывается платить европейскую цену, которую просит «Газпром», вовсе не считая ее справедливой. То, что проходит с Украиной и другими более мелкими потребителями, сложно сделать с огромным Китаем.

Автор публикации: Игорь КОЛЬЧЕНКО

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Пара — нормальное явлениеО российско–китайских отношенияхРоссия — крупнейший в мире поставщик энергоресурсов. Китай — самый большой потребитель нефти и газа....
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика