Беларусь попала в список стран, представляющих реальную угрозу для России. Согласно социологическому опросу, проведенному 9-10 июля российским фондом «Общественное мнение», вероятным внешним врагом России нашу страну назвали 2% опрошенных.
Первая тройка опасных для России стран больших вопросов не вызывает — извечный геополитический противник США (26%), не по дням, а по часам набирающий силу Китай (13%) и саакашвиливская Грузия (5%).
А вот следующие две позиции вызвали удивление даже у самих социологов. Четвертую строку заняла Япония (3%) — «то ли грубо притязающая на российские острова, то ли сплошь радиоактивная и оттого опасная». Пятую — Беларусь (2%) — «некогда братская, сегодня же имеющая один из самых негативных образов на российском телевидении».
Эксперты ФОМ в целом отмечают произошедшие за последние десять лет существенные изменения в списке стран, представляющих угрозу России. Так, из Топ-5 выпали Афганистан, Иран и Ирак, а их места заняли Грузия, Япония и Беларусь. Не видят больше россияне угрозы со стороны Пакистана, Турции, Северной Кореи и Германии. Зато узрели ее в действиях Украины, Польши и Великобритании.
Следует отметить, что открытый вопрос о конкретных странах, которые несут угрозу для России, задавался лишь тем, кто утвердительно ответил на другой вопрос — о том, есть ли в принципе государства, представляющие реальную угрозу для России. Ответ «да» дали 47% опрошенных.
Тем не менее, тот факт, что в Беларуси видят угрозу интересам России, примечателен сам по себе.
Впрочем, директор Российского института стратегических исследований Леонид Решетников советует не спешить делать из этих результатов сенсацию или искать в них некий глубокий смысл.
«Это больше похоже на статистическую погрешность», — с иронией отметил российский эксперт в комментарии для Naviny.by. Однако объяснить ее происхождение попытался.
По его словам, то, что в последние годы происходит в отношениях между Беларусью и Россией на уровне политического руководства стран, конечно, не может не сказываться на умонастроениях части российского общества. Однако Леонид Решетников считает в данном случае неуместным чесать все население одной гребенкой и предполагает, что те два процента, которые увидели в Беларуси угрозу для России — специфическая часть российского общества.
По мнению эксперта, такие люди есть везде — они не умеют и не способны анализировать получаемую через медиа-каналы информацию, воспринимают все буквально, видят только черное и белое. «На мнение таких граждан трения, недоразумения, взаимная критика между Москвой и Минском, конечно, сказываются», — говорит Леонид Решетников.
Да и какую угрозу для одного из мировых центров силы может представлять небольшая страна с неспособной функционировать без внешней поддержки экономикой? Наши танки в сторону Смоленска даже не смотрят, а вот белорусские ПВО за чистым небом над Москвой приглядывают. Так что в нашем случае более уместно говорить совершенно об обратном — об угрозе для Беларуси со стороны России. Ведь это не наши олигархи хотят скупить российское «фамильное серебро» и не наш Нацбанк предлагает сделать белорусский рубль единой валютой союзного государства.
Кстати, результаты июньского опроса общественного мнения, проведенного Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, Вильнюс) свидетельствуют, что число сторонников пророссийского вектора белорусской внешней политики по-прежнему меньше числа тех, кто выбирает западное направление. Если бы, к примеру, сегодня проходил референдум об объединении Беларуси и России, то против такого союза высказалось бы 47,8%, поддержали бы объединение 31,4%.