Вчера российская валюта продолжила падение на биржевых торгах, поставив новый отрицательный рекорд. Одновременно наибольшее падение показал российский фондовый рынок. В то же время основные сырьевые валюты — австралийский, новозеландский и канадский доллар — росли по отношению к американскому доллару.
В отличие от биржевых игроков рядовые россияне предпочитают не рисковать с поливалютными портфелями и спешат перевести свои сбережения в желтый металл, отмечают «Известия». Наибольшим спросом пользуются обезличенные металлические счета (ОМС) и монеты из драгметаллов. Согласно отчетам банков–продавцов в минувший понедельник спрос на золото, серебро и платину вырос более чем на 10%, в то время как спекулятивная динамика в течение всего лета не превышала 2 — 3%. А золото, выросшее в цене с начала года на 20%, установило на торгах 8 августа исторический рекорд: в понедельник за тройскую унцию предлагали свыше 1,7 тысячи долларов.
Сложную ситуацию на российском валютном и фондовом рынках не в последнюю очередь обеспечила тревожная обстановка на мировых сырьевых биржах. Котировки нефтяной смеси Brent впервые с февраля обвалились на уровень ниже психологически важной для рынка ценовой отметки в 100 долларов за баррель. Здесь необходимо отметить, что по нефти Brent рассчитывается рыночная стоимость российской экспортной нефти Urals.
По словам аналитиков, падение цен на нефтяные фьючерсы вызвано опасениями возможного повторения глобальной экономической рецессии, что вызовет существенное падение мирового спроса на нефть и производные энергоносители.
Похоже, угроза глобальной финансовой катастрофы, о которой экономисты твердили на протяжении последних нескольких месяцев, не миновала с долгожданным решением властей США о повышении лимита госдолга. Как и в приснопамятном 2008 году, паника на мировых рынках постепенно принимает характер цепной реакции, в чем и состоит главная опасность перерастания сложной ситуации в затяжной полномасштабный кризис.
По оценкам экспертов, новый кризис будет иметь выраженный системный характер. Под ударом в первую очередь окажется весь мировой рынок заимствований. Затем ожидается падение объема инвестиций, снижение деловой активности, рост безработицы, а также возможные политические последствия. Цены на нефть и другие сырьевые товары в краткосрочной перспективе могут вырасти ввиду отсутствия на рынке надежных объектов вложения средств, однако снижение деловой активности и падение объемов производства неминуемо приведут к их падению.