До сих пор неясно, когда в Вооруженные силы Беларуси могут поступить из России ракетные комплексы «Искандер». О намерении оснастить ими одну из ракетных бригад белорусской армии было заявлено еще в 2007 году. Но эксперты указывают как на проблемы ВПК России, так и на иные помехи.
Между тем сухопутные войска России примут на вооружение 120 оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) «Искандер». Об этом заявил 1 августа заместитель министра обороны России генерал армии Дмитрий Булгаков. Закупка этих ОТРК будет производиться в рамках госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы, финансирование которой составит около 20 триллионов российских рублей. В 2010 году для вооруженных сил России было закуплено только 6 комплексов «Искандер».
Характеризуя боевые возможности ОТРК «Искандер» (по классификации НАТО — SS-26 «Stone»), генерал Булгаков сообщил, что в этом комплексе впервые удалось разместить на одной пусковой установке (ПУ) две ракеты с дальностью полета 300 км. Перехватить их невозможно, так как, во-первых, они выполнены по технологии «стелс», а во-вторых, их полет проходит на высокой скорости и не по классической параболической траектории. После отстрела ракет мобильные ПУ моментально меняют свои позиции, что делает комплекс практически неуязвимым для противника.
Впрочем, известный российский военный эксперт Виктор Литовкин выразил сомнение в том, что ракетный завод в городе Воткинске сможет справиться со столь значительным заказом без строительства новых цехов, закупок оборудования и подготовки кадров. Ведь помимо ракет для ОТРК «Искандер», Воткинский завод выпускает еще и ракеты для мобильных наземных стратегических комплексов «Тополь-М» и «Ярс», а также ракеты морского базирования «Булава».
По мнению ряда аналитиков, именно серьезный дефицит производственных мощностей в Воткинске является основной причиной того, что до сих пор неясна судьба планов оснащения ракетными комплексами «Искандер» вооруженных сил Республики Беларусь.
Однако имеются и другие мнения на этот счет.
Обращаясь к истории вопроса, напомним, что впервые такие планы обнародовал в ноябре 2007 года начальник ракетных войск и артиллерии вооруженных сил Беларуси полковник Михаил Пузиков. Из его сообщения следовало, что речь идет о переоснащении ОТРК «Искандер-Э» одной ракетной бригады сухопутных сил.
Речь идет о 465-й ракетной бригаде, которая дислоцируется в районе населенного пункта Цель близ Осиповичей (Могилевская область). Пока она оснащена ракетными комплексами «Точка-У». Мероприятия по замене этих комплексов новыми ОТРК включены в Государственную программу вооружения до 2015 года, в ней же предусмотрено и выделение средств на закупку данных систем. Окончательно же перевооружение 465-й бригады комплексами «Искандер» должно завершиться к 2020 году.
Поставки их, как следовало из заявления полковника Пузикова, предусмотрено осуществлять в рамках ОДКБ на льготных условиях по внутрироссийским ценам. Известно, что по штату в ракетной бригаде, укомплектованной ОТРК «Искандер-Э», должно быть три ракетных дивизиона по три батареи, в каждой батарее — три мобильные пусковые установки. Таким образом, всего из России надо получить 27 пусковых установок.
Тогда же, в 2007 году, о вероятных поставках «Искандеров» Беларуси заявил и начальник ракетных войск и артиллерии вооруженных сил России генерал-полковник Владимир Зарицкий. Он подчеркнул, что это может стать вариантом асимметричного ответа на возможное развертывание в Европе элементов американской ПРО.
О том, что у России нет оснований не продавать Беларуси «Искандеры», заявил чуть позже тогдашний начальник российского генштаба Юрий Балуевский. Ему пришлось отвечать на этот вопрос в Брюсселе, где генерал участвовал в Совете Россия — НАТО. По словам Балуевского, эти ракеты не подпадают ни под какие международные ограничения и могут поставляться любому заказчику. В то же время он не стал связывать продажу Беларуси ОТРК «Искандер» с перспективой размещения в Восточной Европе передовых позиций ПРО США.
В последний раз о возможности принятия «Искандеров» на вооружение белорусской армии было упомянул 23 апреля 2009 года президент Александр Лукашенко. Причем из контекста заявления можно было понять, что у союзников имеются некие разногласия по этому поводу: «Мы никогда не просили у россиян «Искандеры». Мы их сами купим. Но скажу прямо, мы их сами сделаем, если надо, кроме ракет, а ракеты купим».
По мнению одних экспертов, причиной трений могла стать цена, которую затребовала Россия за свои ракеты. Другие посчитали, что белорусского президента обидела отсрочка поставок в связи с первоочередным перевооружением Москвой собственных вооруженных сил.
Каковой бы ни была реальная причина корректировки первоначальных договоренностей, последние данные позволяют спрогнозировать, что в намеченные сроки ракетные комплексы «Искандер» белорусские военные, скорее всего, не получат.
Справка. Ракетный комплекс «Искандер-Э» (экспортный вариант) имеет дальность поражения 280 км. Он может доставлять к цели кассетную (с 54 боевыми элементами), проникающую, осколочно-фугасную (а в перспективе и другие) боевые части. Это позволяет поражать малоразмерные и площадные цели, среди которых — огневые средства противника, системы ПВО и ПРО, авиация на аэродромах, командные пункты и т. д.
Главное отличие экспортной модификации «Э» от внутрироссийского «Искандера-М» заключается в меньшей точности и дальности стрельбы. Кроме того, экспортный вариант снабжен одной ракетой, а не двумя.
Комплекс создан в результате совместной работы группы НИИ, КБ и заводов под руководством Коломенского КБ машиностроения (эта фирма известна как создатель ракетных комплексов «Точка», «Ока»).
«Искандер» применялся во время пятидневной войны в Южной Осетии.