Грецию сегодня ругают все, кому не лень. И все больше экономистов с мировым именем сходится во мнении, что эту страну сегодня может спасти ну разве что чудо-герой Джеймс Бонд. С этим пока не согласны европейские политики, которые понимают: греческая трагедия будет иметь продолжение. Как бы пафосно это ни прозвучало, но на кону сегодня стоит — даже не евро, — а сама идея европейской интеграции. Дело вообще не в Греции. Афины могут объявить дефолт и даже вернуться к драхме — еврозона это как–нибудь переживет. И, думаю, доверие к единой валюте быстро восстановится. Но кто после поверит в европейскую солидарность...
По сути, Европа оказалась перед выбором: либо стать еще более сплоченной, унифицированной и взаимозависимой, либо сделать шаг, а то и несколько шагов назад. Нынешнее поколение европейских лидеров пока не дает вразумительного ответа на эту дилемму, за что, кстати, получает постоянные нагоняи от своих знаменитых предшественников вроде Гельмута Коля.
С одной стороны, Ангела Меркель и Николя Саркози всячески демонстрируют свою поддержку Афинам. Придумывают для этого различные информационные поводы вроде недавней видеоконференции с греческим премьер–министром Георгиосом Папандреу. Пообщавшись по видеотелефону, максимум, на что сподобились канцлер Германии и президент Франции, — это назвать Грецию «неотъемлемой частью еврозоны».
С другой стороны, Берлин отказывается брать на себя ответственность за более слабых членов европейской семьи. Грубо говоря, немцев устраивает только брак по расчету. Показательная в этом смысле дискуссия состоялась в Европарламенте.
Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу призвал выпустить единые евробонды, потому что желающих дать кредит конкретно Португалии или, допустим, Италии становится все меньше. Однако Германия, которая не испытывает никаких проблем ни с экономикой, ни с тем, чтобы взять взаймы на мировых рынках, не хочет рисковать своей кредитной историей ради союзников. Немецкий министр финансов жестко отреагировал: «Господин Баррозу не говорит от имени правительства Германии. Мы исключаем выпуск еврооблигаций». Таких публичных перепалок между Берлином и Брюсселем что–то не припомню...
Между тем политики и экономисты все еще недооценивают масштаб угрозы, исходящей от греческих долговых проблем, следует из последнего обзора Citibank. Главный экономист этого крупнейшего мирового банка, бывший советник Международного валютного фонда и Всемирного банка Уильям Баутер написал по этому поводу статью в прессе с говорящим заголовком: «Катастрофа для Греции, кризис для мира».
Экономист рисует такой сценарий: после того как Греция отказывается от евро и возвращается к драхме, из банков происходит резкий отток средств, так что в стране невозможно достать наличные. За этим последуют «коллапс банковской системы, цепь дефолтов во всех отраслях экономики, усугубление неконкурентной среды и рост инфляции с реальной угрозой гиперинфляции, глубокая и продолжительная рецессия». Баутер обещает в дополнение к этому «социальные и политические потрясения», которые поведут экономику и политику страны «вниз по спирали». Для оставшихся 16 стран еврозоны в долгосрочной перспективе, признает он, выход Греции может оказаться положительным, но может привести и к ее распаду: опасный прецедент будет создан. А внимание инвесторов неминуемо сконцентрируется на Португалии, Испании, Италии, Ирландии, откуда тоже неизбежен отток капитала, что создаст финансовый хаос.
Поэтому Европа сейчас хватается за любую соломинку, чтобы спасти свои экономические достижения. Остальной мир также заинтересован в том, чтобы у доллара был сильный конкурент. Кроме того, неудачи экономики ЕС тут же отразятся спадом для его торговых партнеров. Не случайно на следующей неделе запланирована встреча министров финансов стран БРИКС, на которой будет рассматриваться вопрос помощи (!) развивающихся стран высокоразвитой Европе.
Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, хотя и посоветовал европейцам «навести порядок у себя дома», тем не менее пообещал, что Китай будет выкупать облигации стран еврозоны. Точно так же, как и продолжит кредитовать американскую экономику. Взамен Пекин хочет, чтобы Европейский союз признал Китай страной с рыночной экономикой. Это предоставило бы КНР определенные преимущества во внешней торговле. А США должны снять ряд экономических ограничений для китайцев.
При этом Вэнь Цзябао демонстративно выразил уверенность, что европейцам и американцам удастся решить возникшие проблемы. Пожалуй, для описания ситуации в греческой экономике лучше всего подходит название одного из фильмов о Бонде: «Умри, но не сейчас». Спасать еврозону будут всем миром. Получится?
Хранить вечно Каждый месяц археологи сообщают об очередной находке. Из всех...С него начинается родина В Национальном художественном музее нет ни одного...