Общественно-консультативный совет при Администрации президента распущен. Так решил его председатель и глава администрации Владимир Макей. Надобность в этой площадке для диалога власти и общества отпала. Но, как видится, не потому, что власть сильно разочаровалась в том имиджевом эффекте, на который рассчитывала, запуская этот проект. Дело, скорее всего, в другом. ОКС распустили, чтобы развязать главе администрации руки для более масштабного и хлопотного проекта — организации круглого стола или, как выразился сам Макей, «большого диалога».
О своем решении распустить ОКС Владимир Макей сообщил членам совета письмом по электронной почте.
Свое решение Макей мотивирует тем, что работа совета не может быть по-настоящему плодотворной в атмосфере обвинений в том, что эта структура полностью подконтрольна власти, а члены совета — назначенцы администрации.
По мнению Макея, «участники деятельности ОКС подвергаются незаслуженному шельмованию со стороны внешних и внутренних оппонентов искреннего диалога». И в такой ситуации «деятельность ОКС наносила бы урон репутации каждого из его членов, вела к расколу гражданского общества страны». Власть не должна «давать поводов для различного рода кривотолков и обвинений в неискренности поведения», считает Макей.
Роспуск ОКС — неожиданное решение властей, если принять во внимание, что еще 6 сентября Макей встречался с членами рабочей группы совета, где обсуждались изменения в регламент и экспертный состав совета. Тогда же было объявлено, что очередное заседание ОКС пройдет в третьей декаде сентября (28 сентября, как стало известно позже) и будет посвящено роли гражданского общества.
«Я огорчен. Мы столько сил и здоровья вложили в подготовку нового регламента, — сказал в комментарии для Naviny.by член совета Владимир Нистюк — исполнительный директор ассоциации «Возобновляемая энергетика». — Ведь совет — это не только его участники. Через нас достучаться до власти пытались многие и многие люди. Теперь этот канал связи перекрыт».
Предполагалось, что в ОКС появятся рабочие группы, в которые войдут не только члены совета, но и приглашенные эксперты. Эти группы должны были работать по своей проблематике в периоды между заседаниями ОКС (а они проводились, примерно, раз в квартал, а то и реже), чтобы таким образом обеспечить непрерывное функционирование диалоговой площадки.
Тогда же, 6 сентября, члены совета задавали Макею вопрос о наличии связи между возобновлением заседаний ОКС, последнее заседание которого прошло год назад, и предложением Лукашенко всем конструктивным силам Беларуси сесть за круглый стол.
«Ответ мы получили в том ключе, что совет — это своя площадка, а диалог — другое дело», — говорит член ОКС, председатель Белорусского Хельсинского комитета Олег Гулак, подчеркнувший, что «работа по возобновлению деятельности ОКС была начата примерно за месяц до того, как Лукашенко заявил о диалоге».
Тогда возникает вопрос, почему же ОКС было решено распустить?
«Ссылка на то, что это сделано из-за обвинений членов совета в сотрудничестве с властями, звучит как-то не серьезно. Ведь ОКС и создавался для сотрудничества», — отметил в комментарии для БелаПАН член совета, почетный председатель Объединенной гражданской партии Станислав Богданкевич.
«Это не инициатива Макея, а, скорее всего, решение сверху», — считает Владимир Нистюк.
И означать оно может лишь то, что на том самом верху принято окончательное решение проанонсированный круглый стол (или как там его назовут) проводить.
Да и в своем письме членам ОКС Владимир Макей на такое решение указывает достаточно откровенно. «Убежден, что ваши личные опыт и нацеленность на конструктивные дела пригодятся в будущем в контексте идеи большого диалога, о котором было объявлено руководством страны», — пишет Макей членам ликвидированного совета.
Организовать широкий общественный диалог, напомним, Александр Лукашенко обещал во время тайной встречи в Минске с посланцем Евросоюза министром иностранных дел Болгарии Николаем Младеновым, на которой обсуждались условия перезагрузки отношений. И спустя несколько дней после встречи официальный лидер такое заявление действительно сделал. Однако последующие его комментарии по этой теме давали понять, что понимание принципов и задач этого диалога у белорусских властей и европейцев существенно расходятся.
Европа, очевидно, под таким диалогом понимает в первую очередь переговоры с явным креном в сторону политических преобразований в стране и с широким участием оппозиции. Минску все видится под совершенно иным соусом. Белорусские власти, можно предположить, собираются организовать настолько широкий общественный диалог, что политические проблемы будут задвинуты на самую его периферию.
Несмотря на принципиальность позиции относительно политзаключенных, без освобождения и реабилитации которых Запад диалог возобновлять не намерен, позитивной альтернативы очередной перезагрузке отношение с Минском сегодня нет. Ну не ливийский же сценарий брать Брюсселю и Вашингтону на вооружение?! На это, можно предположить, делает ставку и официальный Минск, рассчитывающий, что Европа удовлетворится самим фактом шага властей навстречу гражданскому обществу.
Имея печальный опыт перезагрузки отношений трехлетней давности, сегодня Евросоюз более осмотрителен в решениях об уступках, на которые он может пойти и которые может считать таковыми со стороны Минска. Пойдет ли в зачет «большой диалог», очевидно, станет понятно лишь после того, как этот диалог начнется.
Общественно-консультативный совет при Администрации президента распущен. На фоне грядущего «большого диалога» узкая экспертная площадка больше не нужна…