Соперники Лукашенко. Выборы — Площадь — тюрьма. 21.by

Соперники Лукашенко. Выборы — Площадь — тюрьма

28.09.2011 15:40 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


27 сентября интернет-газета Naviny.by начала публикацию материала о том, как сложилась судьба конкурентов Александра Лукашенко на президентских выборах 2010 года. В первой части речь шла о девяти экс-претендентах на пост главы государства, которые, что называется, «легко отделались» — кто добровольно сошел с дистанции, а кто дошел до финиша избирательной кампании, но избежал серьезных санкций. Сегодня же речь пойдет о семи экс-кандидатах, которые подверглись уголовному преследованию. Где они сейчас? Что думают о своем участии в той кампании? Какие уроки извлекли?

президентские выборы-2010


Часть 2. От тюрьмы не зареклись

Шестеро из семи кандидатов в президенты, после выборов оказавшихся за решеткой, чрезвычайно активно вели себя и в ходе предвыборной кампании, задолго до выборов звали людей на Площадь и в итоге были обвинены в организации массовых беспорядков.

Впрочем, седьмой претендент из этого списка на Площадь не звал и даже сам не был на ней, но статью Уголовного кодекса все равно получил.


Иван Куликов: не может найти работу

Иван КуликовБывший заведующий лабораторией оборудования ядерных энергетических установок Объединенного института энергетических и ядерных исследований «Сосны» Иван Куликов отказался от участия в избирательной кампании 29 октября 2010 года.

Однако это не уберегло его от тюрьмы. 17 января 2011 года Куликов был задержан — по подозрению в совершении преступления по статье 210-й Уголовного кодекса «Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями». Осужден условно

Минувшим летом уволен с должности заведующего лабораторией. С тех пор новую работу найти не может.

«Сейчас осмысливаю ситуацию, — делится он с корреспондентом Naviny.by. — Вполне серьезно рассматриваю перспективу продолжения политической карьеры. Но пока надо решить вопрос с работой. Хочу организовать свое дело, по специальности, потому что у меня есть опыт, наработки, знания. Правда, есть и проблемы — из-за судимости. Но есть ведь другие люди, которым я могу просто помогать…».

По словам Куликова, так или иначе пострадали и другие члены его семьи: «Хотя сейчас моя семья спокойно относится к произошедшему. Все в общем-то не забывают меня, заботятся. Все мы пережили это… Политика — такая вещь, что к такому нужно быть готовым».

И все-таки о своем участии в выборах экс-претендент на президентский пост не жалеет: «Думаю, мне нужен был более длительный период подготовки — а пришлось делать все в спринтерском режиме, вот и допускались ошибки тактического плана. Нужно было решить проблему с дефицитом финансирования кампании, а также стоило привлечь большее количество экспертов».


Виталий Рымашевский: был вынужден идти на выборы

Виталий РымашевскийСопредседатель оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия» Виталий Рымашевский (стал кандидатом, набрал, по данным ЦИК, 1,09% голосов) был избит на Площади, задержан на выходе из больницы скорой помощи. Освобожден из СИЗО КГБ 1 января 2011 года. Проходил по уголовному делу о массовых беспорядках 19 декабря в качестве обвиняемого, приговорен к двум годам лишения свободы условно. 11 августа встал на учет для отбытия наказания во Фрунзенском РУВД Минска.

Рымашевский говорит, что у БХД не было выбора — идти или не идти на президентские выборы: «Когда происходит некое глобальное политическое событие — как, например, московская напасть на Беларусь в XVII веке, — нельзя оставаться в стороне, нужно или участвовать, или бежать. И вообще оставаться в политике пассивным нельзя. Потому участие в выборах для БХД стало вынужденным ходом».

Несмотря ни на что, политик считает свое участие в той избирательной кампании «важным и существенным»: «По данным НИСЭПИ, более 4% проголосовало за меня, а значит, как минимум этим люди мое участие было нужно».

«Безусловно, были ошибки
, — анализирует он сейчас. — Многие вещи мы бы делали теперь иначе — и в плане самой предвыборной кампании, и в плане подготовки к Площади и участия в ней. 19 декабря нужно было с самого начала брать на себя больше инициативы, предлагать свой сценарий и озвучивать его, не озираясь на других кандидатов. Тогда попытка власти сделать из всей оппозиции бандитов и террористов была бы сорвана».

В то же время, похоже, Рымашевский не склонен драматизировать послевыборную ситуацию: «Я живой, и все мои родные живы, потому можно считать, что все нормально закончилось. В Беларуси политикой заниматься нелегко. И тот, кто всерьез хочет претендовать на некое политическое влияние (безусловно, речь идет о тех людях, которые не работают на действующую власть), должен быть подготовлен к тому, что его жизни будет угрожать опасность каждый день. Думаю, так будет до того времени, пока существует эта власть».


Алесь Михалевич: получил бесценный опыт и политубежище

Алесь МихалевичПредседатель оргкомитета по созданию союза «За модернизацию» Алесь Михалевич был зарегистрирован в качестве кандидата в президенты и, по официальным данным, набрал 1,02% голосов. Задержали его дома утром 20 декабря. Наряду с другими лидерами оппозиции, обвинили по статье 293 Уголовного кодекса (массовые беспорядки). 19 февраля выпустили из СИЗО КГБ под подписку о невыезде. 28 февраля Михалевич публично рассказал о пытках в застенках КГБ и о попытке его завербовать. 14 марта бежал из Беларуси, получил политическое убежище в Чехии. В настоящее время объявлен в международный розыск

«Стараюсь не жалеть о пройденном, — заявил политик в интервью Naviny.by. — Участие в президентских выборах — бесценный опыт. Естественно, жаль, что вынужден быть за границей, вдали от семьи».

Сейчас, с высоты сегодняшнего опыта, говорит, что сделал бы многое по-другому: «Например, лучше бы готовился к телевыступлениям. Общая риторика осталась бы той же самой. Уверен, что стратегических ошибок не допустил. Как человек, прошедший в тюрьме через пытки, думаю, что если бы был шанс, не удержался бы от соблазна уехать из Беларуси сразу же после событий на Площади».

Вместе с тем Михалевич мечтает вернуться на родину: «Беларусь находится в преддверии очень интересных событий, и я с удовольствием внесу свой вклад в развитие нашей страны».


Андрей Санников, Николай Статкевич, Дмитрий Усс: ни о чем не жалеют

Андрей СанниковЛидер кампании «Европейская Беларусь» Андрей Санников в качестве кандидата в президенты, по официальным данным, набрал 2,43% голосов. Вместе с супругой Ириной Халип был избит и задержан после акции на Площади. Обвинялся в организации массовых беспорядков.

Еще до Площади власти так или иначе «зацепили» семьи многих участвовавших в выборах политиков, однако случай с сыном Санникова и Халип не был рядовым. За судьбу 3-летнего мальчика, чьи родители находились в СИЗО КГБ, слишком рьяно брались органы опеки

29 января Халип была переведена под домашний арест с содержанием под охраной. 16 мая — приговорена к двум годам лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания на два года, и отпущена в зале суда. А Санникова 14 мая осудили на 5 лет лишения свободы. Сам политик заявляет, что не сложил с себя полномочия кандидата в президенты, и требует проведения второго тура выборов.

Ирина Халип, которой удается иногда пообщаться с мужем во время тюремных свиданий, говорит, что он не жалеет о своем участии в выборах: «Могу точно сказать: он ни о чем не жалеет. И я бы его никогда не стала отговаривать от участия в выборах. Потому что считаю: он все сделал правильно».

Николай СтаткевичЛидер оргкомитета по созданию Белорусской социал-демократической партии (Народная Грамада) Николай Статкевич, по информации ЦИК, получил на выборах 1,05% голосов. Был задержан в финале акции протеста на площади Независимости. Держал голодовку в тюрьме. 26 мая был приговорен к 6 годам лишения свободы в колонии усиленного режима. Это самый большой срок лишения свободы среди «декабристов».

В конце лета Статкевичу в обход тюремной почты удалось передать весточку на волю с советами для оппозиции.

«Он последовательно к этому шел, — объясняет гражданская жена Статкевича Марина Адамович, говоря о его участии в выборах. — Все те годы, которые он был в политике, делал все, чтобы мы имели собственное независимое самостоятельное государство. И это участие в президентских выборах было логичным шагом в том же направлении. Уверена, он об этом не жалеет».

Тюремное начальство, по словам Марины, мешает этой паре заключить брак, пока Николай Статкевич находится за решеткой, несмотря на их твердое решение пожениться: «Наша доблестная пенитенциарная система этому препятствует. Под разными предлогами, а чаще даже без оных. То есть, права господина Статкевича нарушаются и в этой связи тоже».

Дмитрий УссДиректор ОДО «Тривиум» Дмитрий Усс (за него, по данным ЦИК, проголосовало 0,39% избирателей) принимал участие в акции протеста только на начальном ее этапе. Ночью 20 декабря после брутального разгона демонстрации Дмитрия Усса забрали для разговора в КГБ, и до середины дня о нем ничего не было известно. Позже все-таки отпустили, но предъявили обвинение в организации массовых беспорядков. Приговорили к пяти с половиной годам лишения свободы в колонии усиленного режима. Помилование не просил, за что ему даже сократили свидание с женой. 

«Если уж год назад я, будучи беременной, не смогла его отговорить участвовать в выборах, то сейчас тем более мне бы это не удалось, — говорит Евгения, жена Дмитрия Усса. — Он такой человек. Даже если бы знал, чем закончится, — все равно пошел бы».

У всех троих экс-кандидатов, сейчас находящихся за решеткой, в заключении возникли или обострились проблемы со здоровьем. У Санникова после задержания на Площади была повреждена нога. Вообще, по словам его адвокатов, в первые дни после задержания он находился в тяжелом состоянии. Будучи в СИЗО КГБ, жаловался на боли в суставах, которые, по мнению родных, стали результатом холода в камере и побоев. Возникли проблемы у него также с желудком и печенью.

Статкевич получил травму уже в колонии. По словам супруги, сейчас у него серьезные проблемы со здоровьем, тем не менее, администрация колонии вынуждает его ходить на тяжелые работы. У заключенного болит рука, гипс с нее сняли лишь недавно, возможно, сломано ребро. Родственники Статкевича неоднократно заявляли о моральном давлении на него, а также о нечеловеческих условиях содержания в колонии.

У Усса сохраняются проблемы со здоровьем после комы, имевшей место пять лет назад. Жена политика рассказывала, что в тюрьме он сильно похудел. Летом был госпитализирован. На днях Усса перевели в тюремную больницу на Володарского. Родственники даже не знают, по каким именно причинам это сделано.


Владимир Некляев: готов повторить

Владимир НекляевЛидер гражданской кампании «Говори правду!» Владимир Некляев (будучи кандидатом в президенты, по информации ЦИК, набрал 1,78% голосов) был избит еще до начала Площади 19 декабря. Из больницы скорой медицинской помощи, где ему поставили диагноз «черепно-мозговая травма средней степени тяжести», был насильно вывезен, после чего несколько дней о нем ничего не было слышно. Лишь на восьмой день после задержания к нему допустили адвокатов. В СИЗО КГБ перенес гипертонический криз.

Некляева тоже обвиняли в организации массовых беспорядков 19 декабря во время акции протеста на площади Независимости в Минске.

29 января был отправлен из СИЗО КГБ под домашний арест. В итоге приговорен к двум годам лишения свободы с отсрочкой приговора на два года. Побои, кстати, с него сняли лишь спустя 7 месяцев после нападения. 9 сентября 2011 года в суде Ленинского района Минска было рассмотрено представление милиции о дополнительных ограничениях — в отсутствие самого обвиняемого. 

«Я стараюсь не оглядываться назад и смотреть вперед. Сделано и сделано, — рассуждает Владимир Некляев. — Конечно, теперь я что-то делал бы не так, особенно в день выборов. Тогда просто не думал, что Лукашенко порушит все свои обещания Западу и Востоку, допустит столь брутальные действия». Однако протестовать против результатов выборов надо было обязательно, говорит политик, и констатирует: «В итоге ситуация в Беларуси изменилась кардинально. И не в лучшую сторону для этой власти».

О чем по-настоящему жалеет Некляев, так это о горестях, которые выпали на долю его близких: «Это самое худшее, что может принести человек, который занимается политикой. Жена, конечно, тоже понимала, что я не в игры играю. И как раз она ожидала примерно такого результата, даже худшего. Но она молодец — выдержала. И сегодня держится».

«Пошел бы еще раз на выборы, зная, что так все повернется? Да, — отвечает политик. — В той ситуации и я, и Санников, и Статкевич понимали, на какой риск мы идем. Но это было неизбежно в том сценарии, лично я был готов к любому повороту — чтобы, наконец, сменить ситуацию в стране, чтобы Беларусь стала свободной и демократической, о которой мечтаю я, мечтают мои родные и близкие, мечтают мои друзья. И я сегодня опять повторил бы этот путь, даже если бы он оказался более горьким».

Как видим, наиболее пострадавшие в результате своего участия в выборах не рассматривают для себя иного варианта, кроме как оставаться в политике. А значит, мы еще увидим их на тех или иных выборах в той или иной Беларуси.



Ольга ПРУДНИКОВА

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Что думают о своем участии в президентских выборах год спустя после них самые пострадавшие кандидаты?..
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика