Документ можно назвать выстраданным. У него долгая и сложная судьба. Без малого 10 лет страны СНГ не могли договориться о деталях. Его подписание позавчера в Санкт–Петербурге стало для многих наблюдателей даже неожиданным.
К слову, в 1994 году, когда все страны постсоветского пространства жизненно нуждались в безбарьерной среде для торговли, подобный договор был подписан. Но он так и не заработал — многие участники его не ратифицировали. Новый проект лежал под сукном вплоть до 2009 года. И очень быстро — в 2010–м уже пошел процесс согласований. Похоже, что кризисные времена — лучший катализатор интеграционных переговоров. Помню, в марте этого года, на большом саммите в Минске, Договор о зоне свободной торговли тоже рассматривался премьер–министрами. Это была, пожалуй, самая бурная и острая дискуссия. В кулуарах говорили, что слишком много у стран своих интересов, которыми очень больно поступиться. Зачастую позиции были настолько противоположными, что консенсус казался нереальным. Поэтому, когда на сентябрьскую встречу анонсировалось подписание договора, мало кто в это верил.
Но вот состоялось. Поздно вечером. Правда, подписи поставили не все. До конца года взяли паузу на раздумье Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан. Те, кто присоединился к договору, уже в ближайшее время должны будут снять барьеры и ограничения, а именно целый ряд импортных и экспортных пошлин. Есть и группы товаров, которые остались пока за скобками договора. Эти изъятия — тематика последующих переговоров.
Однако возникает вопрос: как будет функционировать зона свободной торговли СНГ, если внутри нее есть Таможенный союз? Ответственный секретарь Комиссии ТС Сергей Глазьев комментирует это так: «Мы перешли от односторонних соглашений, которые были обременены многочисленными изъятиями и не создавали рамочных общих условий для свободной торговли к полноценному многостороннему соглашению. В Таможенном союзе у нас нет сейчас никаких препятствий для его реализации, а что касается наших партнеров, которые не входят в Таможенный союз, то у нас с ними остается таможенная граница, а значит, остаются и барьеры».
В том, что противоречий между зоной свободной торговли СНГ и Таможенным союзом нет, уверена и кандидат экономических наук Института приватизации и менеджмента Ирина Точицкая: «ТС — это более высокая форма интеграции. Достигнутые внутри него договоренности не меняются. Что касается договора СНГ, во–первых, важно, что его подписала Россия. Документ ведь и буксовал потому, что она не хотела идти на создание свободной торговли без изъятий. Во–вторых, для Беларуси главное, что открывается весь рынок СНГ. Наши промышленные товары экспортируются во все эти страны. Особенно важен украинский рынок — это наш второй торговый партнер после России».
За первое полугодие этого года товарооборот в СНГ увеличился на 48%. По идее, подписанный договор должен стать базой для ускорения роста взаимной торговли. Будет ли так, покажет время.