Все–таки есть некая метафизика в том, что ровно через 20 лет после того как распался Советский Союз, скрипит и раскачивается Евросоюз. Пусть пока на слабых и сильных, но в том–то и дело, что эти две «фракции», как масло и вода, мало что объединяет. Демократические ценности? Как раз демократические механизмы в современном ЕС и не работают: достаточно посмотреть, чего требуют люди на площадях в Риме, Афинах, Лиссабоне, Мадриде и что на самом деле делают правительства.
Демонстранты требуют спасать людей, граждан, а не банкиров и брокеров. Власть имущие поступают с точностью до наоборот. В Греции и Италии лидеров, которые пришли к власти на выборах, заменили технократами. Им поручено частично пожертвовать экономическим суверенитетом, так что граждане будут еще дальше оттеснены от принятия решений. Как написала британская «Гардиан», «когда требуется плясать под дудку рынков, демократия — помеха».
Обозреватель «Гардиан» Джонатан Фридленд сравнивает 2011–й с крупными потрясениями в Европе 1848 и 1989 годов. Любопытно, что он имеет в виду... В результате буржуазных революций 1848 года в Европе расчистил себе дорогу капитал. 1989–й — то же самое, с той только разницей, что капитал расчистил себе дорогу все дальше на восток, разрушив блок Варшавского договора. Эти события известны под общим названием «революций 1989 года», обозначивших закат СССР и первенство США в мире после окончания «холодной войны».
Что происходит в 2011–м? Похоже, все тот же круговорот капитала в природе, только его движение идет с обратной стороны — с востока на запад. Лидеры западных демократий дрогнули под натиском глобального кризиса. Однако на недавнем саммите «большой двадцатки» бодро держались лидеры таких стран, как Китай, Россия, Сингапур, Саудовская Аравия... Китай скупает долговые обязательства европейских банкротов и вкладывается в европейскую инфраструктуру. Российские олигархи уже скупили чуть ли не всю самую дорогую европейскую недвижимость, в ту же сторону смотрит «Газпром». Не знаю, обратили ли внимание читатели на состоявшуюся 10 ноября сделку: российский газовый монополист купил немецкую электро– и телекоммуникационную компанию Envacom Service GmbH. Захватив «почту и телеграф» плюс электрификацию Германии, «Газпром» совершил маленький ноябрьский переворот в Европе. Пока маленький: численность клиентов Envacom Service GmbH оценивается примерно в 500 тысяч человек. Однако покупка Envacom позволит «Газпрому» выйти на розничный рынок Германии и составить конкуренцию крупным поставщикам энергии E.On и RWE. Ранее стало известно о том, что «Газпром» и RWE намерены создать в Европе совместное предприятие. Оно может объединить электростанции этих компаний в Германии, Великобритании и странах Бенилюкса.
Так что речь идет о сделке, которая обеспечит России плацдарм на рынке распределения газа в Европе, а «Газпром» получит доступ к конечным потребителям. Базирующаяся в Париже международная англоязычная газета «Интернэшнл геральд трибюн» «пугает» прогнозом, согласно которому к 2030 году доля России в предложении природного газа в ЕС составит 50% против нынешних 26%.
...И вот на пути этих денежных, энергетических, транзитных потоков — Беларусь. Это «аэродром подлета», подскока, как авиаторы говорят, в любую точку Евроазиатского региона. Кстати, обозреватель «Немецкой волны» Андрей Гурков положительно оценивает подписанное Россией и Беларусью соглашение о продаже газотранспортной системы, которое он рассматривает и через призму евразийской интеграции. «В принципе, обе цели вполне отвечают и интересам европейцев, — считает этот обозреватель. — Если впредь труба, по которой предназначенный для стран Евросоюза газ идет по Беларуси, окажется полностью в руках «Газпрома», то надежность поставок от этого, скорее, возрастет. Если на части территории бывшего Советского Союза формируется Единое таможенное и экономическое пространство, то это, по идее, открывает новые возможности для расширения взаимовыгодного сотрудничества со странами ЕС».
...Итак, неизвестно, чем закончится эта вторая мировая волна мирового финансового кризиса, — возможно, существующая валютная система и рухнет. Но! «Король умер, да здравствует король!» В том смысле, что на смену одним финансовым королям приходят другие. Иной общественной системы пока не просматривается. Участники движения «Захвати Уолл–стрит», очень напоминающие хиппи 60–х годов, не в счет. Это скорее гости из прошлого, нежели из будущего: они отстаивают справедливость, но не знают, как достичь экономического роста. Будущее — за теми новыми компаниями, которые нарастили за годы кризиса «мускулы» и готовы выйти на мировую сцену. В том числе и на белорусскую.
И вот тут очень важно не упустить свой шанс в международной конкурентоспособности. При всем богатстве выбора иного выбора у Беларуси, кроме как увеличить выпуск продукции и пробиться с ней на внешний рынок, — нет. Конечно, для этого нужна современная промышленность, способная производить востребованные товары. Новизна ситуации заключается в том, что с 1 января у нас заработает Единое экономическое пространство. Это уже будет свободное перемещение не только товаров, услуг, но и капитала, и рабочей силы. У россиян, конечно, больше денег. Но не будем забывать, что самый дорогой капитал — человеческий. И вот тут каждый из нас может показать, чего он стоит.