Путин, подбросивший накануне нового года подарков Лукашенко, сам, надо думать, встречал Новый год не в эйфории. Россия вдруг вздыбилась митингами, затребовала честных выборов. Наверху стало неуютно. Как эта зыбкость тамошней власти отразится на отношениях с Минском?
Может, Кремль, решив, что теперь не до игрушек в собирание земель, откажет в пряниках? А может, наоборот — даст еще больше? Ведь только и не хватало вдобавок к внутренним проблемам еще и зарубы с Беларусью.
Демократизация с востока не приходит
Эксперты сходятся во мнении: по весне нынешний премьер России, хоть и не так триумфально, как это ему виделось еще месяц назад, вернется в Кремль.
Но это будет уже не тот кадр. Ореол вождя с тефлоновым рейтингом развеян. Это будет слабый Путин, предрекают российские аналитики. Как выразился московский публицист Леонид Радзиховский, «Путина разжаловали из национальных лидеров просто в большого начальника».
В итоге, по мнению Радзиховского, Россия должна наконец, пусть и с отставанием в сто лет от Европы, перейти от монархии (или квазимонархии) к обычной республиканской форме правления с банальной ротацией высших должностных лиц.
Вопрос об аналогичной трансформации сегодняшней Беларуси — отдельный большой разговор. Пока подчеркнем лишь, что надеяться в этом плане на свежий ветер с востока особо не стоит.
«Реальная демократизация России не созрела», — считает Валерий Карбалевич, эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск). В комментарии для Naviny.by аналитик отметил, что к этому по большому счету в соседней стране не готовы ни общество, ни элиты.
Скорее, считает наш собеседник, возможна некая имитация либеральных перемен в духе того, что обещано на днях «хромой уткой» — Дмитрием Медведевым, которого явно впечатлил размах протестов. Неясен и вопрос альтернативы путинской системе, добавляет аналитик, ведь «главная оппозиционная сила в России — коммунисты», либералы же малопопулярны.
Короче, не стоит впадать в эйфорию и реанимировать модные в эпоху Ельцина среди части белорусских оппозиционеров иллюзии, что демократизация придет с востока. Умом Россию по-прежнему не понять и аршином общим не измерить.
Догонят и еще раз дадут?
Загадочная русская душа проявилась и в вопросе дотаций для белорусского режима. Помните, несколько лет назад в Москве стали твердить в один голос: все, халявы не будет, переводим отношения с синеокой сестрой на прагматичные, рыночные рельсы!
Но в итоге, отмечает Валерий Карбалевич, «и при демократе Ельцине, и при автократе Путине Россия исправно субсидировала Беларусь». А недавно мы увидели просто аттракцион неслыханной щедрости. Александр Лукашенко«получил от России на 2012 год намного больше, чем рассчитывал», полагает наш собеседник.
Другое дело, что, по солидарному заключению независимых белорусских экспертов, это классический сыр в мышеловке. Кремль заманивает в ловушку евразийской интеграции, за которой многим видится возрождение империи.
При этом некоторые аналитики, в частности, Андрей Ляхович, предполагают: Москва, уже не раз наступавшая на грабли, сейчас будет хитрее и не станет резко наезжать на белорусского партнера, пожертвует два-три года на втягивание.
Обозреватель-международник Андрей Федоров, однако, сомневается, что режим манны небесной для Минска растянется на несколько лет. «Беларусь уже и так глубоко сидит на российской игле. Путин начнет методично усиливать прессинг вскоре после возвращения в Кремль», — заявил эксперт в интервью для Naviny.by.
В свою очередь, Валерий Карбалевич замечает: «Плохо у Путина получается разбираться с Лукашенко». Последнему же — после щедрой проплаты наперед — ввязываться в конфликт с Москвой по своей инициативе нет никакого резона, считает аналитик.
Он готов даже частично оспорить ряд мифов. Типа: олигархи с востока готовы в два счета скупить всю Беларусь. В данном случае аппетиты, возможно, преувеличиваются. Не так уж много здесь привлекательных для российского капитала активов, считает эксперт. И потом, куда хотели, россияне уже проникли.
Действительно: загибаем пальцы: строительство, молочная отрасль, банки, наконец — «Белтрансгаз»… Фактически — без боя.
Короче, Карбалевич не ожидает в обозримом будущем серьезных битв между Лукашенко и Кремлем на почве собственности. Скорее они начнутся по мере запуска механизма ЕЭП и приближения к Евразийскому союзу.
«Например, предусмотрено унифицировать макроэкономическую политику. Денежную эмиссию, потолок инфляции и так далее, — поясняет аналитик. — Мне трудно представить, как об этом можно договориться с Лукашенко».
Мутная водичка в соседском пруду
Другой вопрос, насколько у Владимира Путина в обозримой перспективе дойдут руки до энергичного продвижения евразийского проекта. Какое к черту собирание земель — тут бы удержать под контролем нынешнюю территорию!
К тому же обозреватели отмечают: белорусский официальный лидер — большой мастер ловить рыбку в мутной политической воде соседней страны. И ему однозначно на руку, когда там внутренний раздрай.
Вот уж было раздолье в плане «разводки» во времена Ельцина, когда в России шла реальная борьба многих влиятельных сил! Помните: и сам Кремль называли многоглавым, и коммуно-патриотическая оппозиция представляла собой мощную силу, и военные, и губернаторские круги неровно дышали к «славянскому витязю», вставшему во главе синеокой республики.
Сейчас для игры на российском политическом поле возможности у Лукашенко невелики, отмечает Валерий Карбалевич. Но в связи с завихрениями за восточной границей белорусский руководитель, по словам эксперта, «не может, по крайней мере, удержаться от злорадства, что проявилось в недавнем интервью Сергею Доренко».
Согласимся: да, в плане игры на российском поле «няма таго, што раньш было», хотя бы потому, что и системных коммунистов, и губернаторов Кремль взял на цугундер. Но, по крайней мере, слабый Путин для Лукашенко — несомненно комфортнее, чем сильный Путин.
Такой хоккей нам не нужен
Белорусские аналитики уверены, что белорусский руководитель, глядя на российскую смуту, отнюдь не станет играть в некие превентивные полуреформы, чтобы и здесь не рвануло. Скорее наоборот — гайки завернут еще на пол-оборота.
По мнению Андрея Федорова, разница в том, что «российское руководство — все же «рукопожатное» в западном мире». Кремль вынужден оглядываться на Запад: ради участия в большой восьмерке, ради масштабных бизнес-проектов, да и деньги правящей элиты лежат в банках у проклятых буржуинов.
«Белорусское же руководство по ряду известных причин не волнуют вопросы имиджа, а волнуют лишь вопросы выживания», — отмечает Федоров. И потому здесь в плане внутренней политики мудрить не будут.
Валерий Карбалевич, со своей стороны, прогнозирует, что при любом развитии сюжета у восточных соседей «из-за отношений с Россией необходимость улучшать отношения с Западом у Лукашенко не возникнет». Другое дело — внутренние причины, прежде всего — давление недовольных слоев населения. В частности, аналитик напоминает о предновогоднем демарше рабочих на «Граните» в Микашевичах, где сотни человек вышли из официального профсоюза и решили вступить в независимый.
Все-таки белорусские власти понимают, что «только бить дубинкой — чревато», считает аналитик. И потому некоторые маневры на внутреннем поле в случае нарастания социального напряжения возможны.
Ни дед Мороз, ни Санта Клаус нам не сделают чудес
Итак, что же в сухом остатке? К огорчению тех, кто жаждет перемен, 2012-й может стать годом консервации «белорусской модели» за счет российских подарков. Когда можно обойтись без реформ, белорусское руководство с удовольствием выбирает вариант полного застоя.
Но мы знаем, чем кончается застой. «Белорусская модель» порочна, она целиком зависит от дотаций. Консервация белорусского статус-кво подтачивает конкурентоспособность страны, делает ее заложницей Кремля, закрепляет отставание от развитых государств. А в итоге за бездарность и авантюризм правящей верхушки перманентно расплачивается простой люд.
Вопрос в том, насколько это осознает народонаселение синеокой республики. Минувший год ознаменовался беспрецедентным падением доверия к власти. Но это только первый этап — жгучее чувство большого облома: нас кинули! Второй этап — это вывод: никто не даст нам избавленья. Нечего ждать. Будет только хуже. Но брать власть за… народ не торопится. Напротив, как показывают свежие, декабрьские данные НИСЭПИ, российские пряники слегка приподняли рейтинг официального лидера — с 20,5% до 24,9%, а также ослабили протестные настроения.
При этом, что характерно, большинство белорусов — за перемены в стране, за демократию и рынок. Но вот рисковать ради светлого будущего в массе своей наши люди не рвутся. Вот если бы какой-то Данко с горящим сердцем…
Короче, проблема — в созревании общества для перемен. В становлении гражданственности. Да, рецепт разочарует приверженцев бури и натиска. Но чудес не бывает. Ни восточный Дед Мороз, ни Санта Клаус с противоположной стороны не принесут белорусам в мешке достаток и свободу.