На рынке труда обостряется конкуренция за рабочие места. Интересная новость: аппарат Совета Министров в этом году будет постепенно сокращен на 20 процентов. Подписано соответствующее постановление. Цель — «оптимизировать численность и оплату труда работников». Это значит, что за счет сокращения не самых эффективных кадров удастся увеличить зарплату лучшим специалистам. Повысить их мотивацию.
Это госслужба, а что в корпоративном секторе? Здесь конкуренция еще острее. Сокращения идут на многих предприятиях. Нанимателям не до жиру — содержать «лишних» людей сейчас слишком обременительно. Но, как я узнал, штаты сокращаются далеко не везде. Некоторые производители сейчас, наоборот, набирают новых сотрудников.
«Савушкин продукт», например, не проводя сокращений, в прошлом году принял на работу еще 170 человек. Это объясняется тем, что предприятие осваивает новые виды продукции, устанавливает новые линии. Намечены планы по увеличению экспорта, а соответственно валютной выручки. Средняя зарплата постепенно восстанавливается до докризисного уровня. По словам гендиректора «Савушкина продукта» Александра Савчица, в ближайшее время она должна составить 600 долларов в эквиваленте. Это на сегодня более 5 млн. рублей.
— Но, подчеркну, на нашем предприятии деньги не «получают», их зарабатывают, — строго говорит гендиректор.
Зарплаты увеличиваются, если растет производительность труда.
В прошлом году не было сокращений и на Минском автомобильном заводе, рассказала мне его пресс–секретарь Юлия Каташ: «Наоборот, штат увеличился на 250 человек — приняли на работу молодых специалистов. Выпускников БНТУ и БГТУ». Средняя зарплата на МАЗе в конце 2011–го составила около 4 млн. рублей.
— Те производства, которые увеличивают экспорт, валютную выручку, чувствуют себя неплохо. Не только крупные заводы, но и небольшие частные предприятия, знаю, расширяют штаты, — обсуждает со мной кадровую тему председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин.
А вот бизнес, ориентированный на внутренний рынок, в прошлом году больше сокращал персонал, чем принимал на работу. Председатель БСП рассказывает:
— Из–за девальвации рубля оборотный капитал на многих предприятиях сжался. Купили за валюту сырье и комплектующие, произвели продукцию, продали за рубли, а денег в пересчете на СКВ выручили меньше, чем затратили. Пошли в банк кредитоваться, а там ставки выросли до неподъемного уровня. Поэтому, конечно, частный бизнес вынужден был оптимизировать расходы, сокращать «лишних» людей.
Мы поговорили с господином Калининым и о грядущих сокращениях в аппарате Совмина. Собеседника как налогоплательщика радует, «что вопрос стимулирования госслужащих решается не за счет дефицита бюджета, а за счет оптимизации численности». А.Калинин считает, что «можно было бы сократить госаппарат и на 30 процентов».
Впрочем, в Правительстве на кадровый вопрос смотрят не так радикально. Оптимизация будет идти без резких движений: «за счет высвобождения должностей работников, уволенных в связи с истечением срока действия контракта, отставкой, по соглашению сторон и иным основаниям».
Вопрос: а каково будущее тех, кто попадет под сокращение в госаппарате, на предприятиях? Он в прошлом году не раз обсуждался в конференц–зале «СБ». Экономисты говорили о том, что «надо создавать условия для самозанятости». Помогать людям открывать и вести свое дело, зарабатывать на жизнь. Замдиректора Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Александр Готовский высказал даже такое предложение: может, стоит на год–два освободить от налогов тех, кто стал сам зарабатывать на себя?
Еще одно предложение экспертов: разрешить индивидуальным предпринимателям нанимать на работу не только близких родственников. Соответствующие изменения в законодательство были подготовлены Минэкономики. Как я узнал, сейчас они проходят согласования.