Обратите внимание на динамику. В первом квартале на Витебщине количество людей, заключенных под стражу, в сравнении с таким же периодом прошлого года сократилось на четверть. Полагаю, это следствие новых подходов к работе, которые уже применяются в правоохранительных органах. Изменения нам нужны. И они будут продолжаться. Об этом говорится в Послании Президента белорусскому народу и Национальному собранию. Хотелось бы подробнее остановиться на некоторых его пунктах. Особенно на тех, которые касаются реформирования правоохранительной системы.
Необходимость реформ действительно назрела. Это — требование времени. Жизнь не стоит на месте. Процессы демократизации, проходящие в стране, затрагивают все сферы жизни общества. В том числе экономику. В бизнесе зачастую руководителю (мы говорим о государственных предприятиях) просто необходимо принимать нестандартные решения. Порой идти на риск. Но как правоохранителям расценить его действия? Одни посчитают, что директор заботился об интересах своего завода, а другие увидят злоупотребление служебным положением. Наше законодательство, что греха таить, в этой области несовершенно. Сегодня мир изменился. Условия хозяйствования стали другими. А мы, бывает, к экономическим преступлениям подходим со старой, если так можно выразиться, советской меркой. И Президент, затрагивая эту тему, правильно говорит о либерализации. Некоторые схемы, должен заметить, уже успешно опробованы. В том числе — на Витебщине.
Если продолжать тему экономических преступлений, то, к примеру, при возмещении ущерба уголовное дело может быть прекращено. Также прокурор имеет право прекратить производство по уголовному делу и освободить подозреваемого от уголовной ответственности, если совершенное им преступление не представляет большой общественной опасности. Если преступление было совершено впервые. Если стороны примирились. Если человек признал свою вину и раскаялся. И такие случаи у нас участились. Это говорит о том, что даже к банальному хулиганству нужно подходить мудро и взвешенно. Можно ведь в драку ввязаться, защищая друга, девушку. А можно полезть в нее с ножом или каким–то другим оружием. Обстоятельства, как видите, совершенно разные. И реакция правоохранителей должна быть адекватной.
Еще одна важная тема затронута Президентом — создание административных судов. Судов, где бы отдельно рассматривались административные правонарушения, где граждане могли бы обжаловать решения должностных лиц. Это достаточно узкое направление. Когда–то в общих судах был судья, занимавшийся исключительно им. Затем отошли от такой практики. Но, по–моему, ее необходимо вернуть. И расширить. Более того, в мировой практике мы встречаемся еще и с так называемыми ювенальными судами. В них, к примеру, в Западной Европе рассматривают преступления несовершеннолетних. Я глубоко убежден, что если ребенок совершил противоправное действие, это на 80 процентов вина окружающих его взрослых. С одной стороны. А с другой — не совсем логично, когда один и тот же судья ведет уголовные дела закоренелого рецидивиста и оступившегося мальчишки. Между ними огромная разница. И ее нужно учитывать. А это возможно лишь при реформировании МВД, судов.
Если говорить о прокуратуре, она уже вступила в процесс реформирования. Как известно, Следственный комитет оформился в самостоятельную структуру. Произошло разделение функций гособвинения и следствия. За четыре месяца 2012 года в Витебской области 40 дел отправлено на доследование. Это значительная цифра. Она свидетельствует, что прокуроры принципиальнее стали подходить к передаче уголовных дел в суд. Еще один плюс реформ — прокуратура реже стала заниматься несвойственными ей мелочными проверками. Значит, наши основные функции — надзорная и координационная — будут исполняться качественнее. Ведь за каждым уголовным делом, за каждым приговором — судьба конкретного человека.