Оргкомитет по созданию «Совета национального возрождения», о создании которого было объявлено на минувшей неделе, обнародовал меморандум, в котором изложил свои цели и задачи. Напомним, в заседаниях оргкомитета по созданию «Совета национального возрождения Беларуси», состоявшихся в апреле — мае в России, Украине, Польше и Литве, участвовало 28 белорусских эмигрантов — бывших сотрудников силовых структур Беларуси, представителей общественных организаций и политических партий, а также некоторые активисты оппозиции, проживающие в Беларуси. Возглавляет оргкомитет бывший командир 5-й отдельной бригады спецназа полковник Владимир Бородач.
В меморандуме отмечается, что в Беларуси «нет законных, легитимных ветвей власти, царит цензура и беззаконие, народ запуган, закабален трудовыми контрактами, беззаконием, всевластием спецслужб и чиновников всех мастей. Бизнес-сообщество в загоне или платит мзду режиму. Сопротивление народа и его представителей в оппозиции практически задавлено. Руководство белорусской оппозиции выродилось и превратилось в имитацию, диссиденчество, псевдооппозицию. В значительной мере она дезорганизована и инфицирована агентами режима».
Задачей на ближайшее будущее авторы меморандума называют создание «Совета национального возрождения Беларуси» как «общего организационного и координационного центра борьбы белорусского народа за свое национальное и государственное освобождение», а затем — формирование на его основе альтернативного центра новой белорусской власти (переходного временного правительства) и «развертывание легальной и нелегальной борьбы в Беларуси и за рубежом против действующего авторитарного политического режима А.Лукашенко».
Оргкомитет по созданию «Совета национального возрождения» претендует на то, чтобы «стать единым координирующим центром настоящей белорусской борьбы за новую Беларусь». Он ставит перед собой ряд конкретных задач в политической, экономической и социальной сферах, в том числе:
- восстановление и сохранение политического суверенитета Беларуси, «пересмотр нелегитимных соглашений, ущемляющих или ограничивающих белорусский государственный суверенитет»;
- «политический, экономический, юридический аудит решений, постановлений прежней власти на предмет их законности»;
- избрание «новой, законной власти на основе новой Конституции после истечения переходного периода»; при этом декларируется также намерение восстановить основные положения Конституции Беларуси 1994 года;
- разграничение полномочий между законодательной, исполнительной, судебной властью, построение правового государства, гражданского общества;
- реформа местного самоуправления.
В экономической сфере оргкомитет предполагает осуществить переход от «административных феодально-социалистических принципов управления экономикой в пользу административно-рыночных».
Ставится цель принять законодательство, регулирующее рыночный механизм экономики, гарантирующее защиту государственной и частной собственности, провести реформу налоговой системы в интересах производителей и предпринимателей, либерализовать внешнеэкономическую и валютную политику, создать привлекательную инвестиционную среду, восстановить институт банкротства и провести приватизацию убыточных, малоприбыльных производств без ущерба для социального сектора.
«При проведении приватизации государственной собственности каждый гражданин Республики Беларусь получит свою долю собственности в виде приватизационных чеков, которые он затем сможет свободно обменять на акции любых приватизирующихся предприятий или свободно распорядиться ими. В ведении государства останутся лишь жизненно важные для государства стратегические производства Беларуси», — сказано в меморандуме.
Основными задачами в социальной сфере названы:
- «защита интересов белорусского народа, а не защита интересов чиновников у власти или международного спекулятивного капитала»;
- возвращение льгот чернобыльцам, ветеранам афганской войны, участникам боевых конфликтов (к ним будут приравнены и «те активисты, которые будут бороться с нами за Беларусь»);
- создание условий для полноценного формирования гражданского общества и возрождения белорусского этноса на основе белорусского языка, белорусской культуры, не ущемляя прав русскоязычного населения.
Важнейшими внешнеполитическими задачами оргкомитет видит установление добрососедских отношений со всеми государствами и ближайшими соседями, а также проведение конституционного референдума по вопросу отношения белорусского народа к создаваемому Евразийскому союзу, Евросоюзу, участию страны в военных блоках (ОДКБ и НАТО).
Авторы меморандума рассчитывают на поддержку как граждан Беларуси, так и руководства России, США и других западных стран.
«Прежде всего, мы обращаемся к политическому руководству России: определитесь, наконец, с кем вы, с диктатором А.Лукашенко или с гражданами Республики Беларусь. От ответа на этот вопрос зависят будущие политические отношения между Беларусью и Россией. Если Вы с белорусским народом, мы готовы учитывать это в наших будущих политических отношениях двух стран. Если Вы не с белорусским народом, а с диктатором А.Лукашенко, тогда мы вынуждены будем исходить из того, что после неизбежной смены власти в Беларуси наша страна не будет стратегическим союзником России», — говорится в меморандуме.
Свой оптимизм авторы меморандума объясняют следующим образом: «Несмотря на годы репрессий, белорусскому режиму не удалось подавить стремление белорусского народа к свободе, независимости и демократии». Кроме того, как отмечается в меморандуме, «после революционных событий прошлого года на Севере Африки тяга народов к переменам переместилась с Африки в Сирию, оттуда на Восток». «Народы бывшего СССР также жаждут освобождения от остатков авторитарного режима, как и белорусский народ. Близкие нам народы хотят демократии, смены политики, политиков, стоящих на пути прогресса», — убеждены представители оргкомитета по созданию «Совета национального возрождения».