Всемирно известной скрипачке Ванессе Мэй и не снился тот напор страстей, который звучал на недавнем неформальном саммите ЕС. Французскому президенту Франсуа Олланду, который выступает в защиту евробондов и стимулирования роста экономики, противостоит германский канцлер Ангела Меркель, призывающая к жесткой экономии. Европейский дуэт от слаженного пения перешел к таким резким сольным партиям, что наиболее чуткие политические меломаны уже уловили в этом противостоянии политический шторм.
Германия, играющая первую скрипку в европейской экономике, до недавнего времени не претендовала на политическое лидерство. Вернее, не желала явно демонстрировать его, так как в Европе до сих пор не преодолены фобии по поводу недавнего исторического прошлого. Но затянувшийся кризис еврозоны показал, что без дальнейшей централизации Европы, а значит, и усиления политического лидерства не обойтись. Вопрос в том, кто будет играть первую скрипку? Олланд и Меркель вырывают друг у друга смычок, а мы являемся свидетелями разрешения многолетних политических дискуссий на тему «Германизация Европы или европеизация Германии?».
Похоже, эта дискуссия плавно переходит в практическую плоскость. Германия после объединения не замкнулась в национальных границах, но, напротив, стала одним из моторов европейской интеграции. Тем не менее и сегодня остается открытым вопрос о соответствии экономической мощи Германии ее политической роли в Европе, о жизнеспособности традиционной модели отношений между Германией и ее ближайшими западными партнерами. Эта модель строилась через признание политического лидерства Франции в ЕС и американского — в НАТО.
Один из этих столпов уже дал трещину. Берлин все активнее вытесняет Париж в политическую массовку, отводя главные партии себе, а также двум другим крупнейшим вкладчикам в стабфонд — Финляндии и Голландии. Можно сказать и по–другому — богатый европейский север пока заглушает бедный европейский юг.
Впрочем, особенность европейского концерта в том, что оценивают его рядовые избиратели, сидя за столиком в кафе и попивая свое пивко с сосиской. У ресторанных музыкантов есть такое меткое выражение — сыграли мимо денег. Это когда публика не оценила номер. Кто из нынешних политиков сыграет «мимо денег» — покажет время.