На Дальнем Востоке, на острове Русский, открылся саммит АТЭС. Там пройдет форум Азиатско–Тихоокеанского экономического сотрудничества — таково официальное название для ежегодных и масштабных встреч представителей более 20 экономик данного региона. По своему составу и вкладу в мировую экономику — это крупнейший международный форум. В странах–участницах проживает около 40% мирового населения, на них приходится приблизительно 57% ВВП и 48% мировой торговли. Кстати, эти цифры только за прошедший год успели подрасти. В общем, мы имеем дело с растущими экономиками, причем растущими опережающими темпами, если сравнивать со стагнирующей Европой.
Так что форум этот, пусть и созываемый, по официальной версии, для сотрудничества в области региональной торговли, а также облегчения и либерализации капиталовложений — опять же для нужд региона, — только по макропоказателям своих участников все равно обретает глобальный характер. А если учесть, что в эти стремящиеся к сотрудничеству экономики входят «азиатские тигры», инновационные площадки вроде японской или площадки самых успешных экономических реформ вроде китайской, то становится понятным: АТЭС — это еще и настоящая передовая экономического развития. Причем передовая, где, помимо взаимной конкуренции, еще и пытаются обмениваться опытом и договариваться о правилах игры.
Да, именно договариваться. Как гласит официальная преамбула к любому форуму этой неформальной организации, постепенно перерастающей из клуба президентов в симбиоз бизнеса, политики, технологий и идеологии сотрудничества, невзирая на конкуренцию, — ее целью является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско–тихоокеанского сообщества. Как мы уже поняли, при тех масштабах, которыми обладает АТЭС, слово «региональное» мы можем смело убрать за скобки, а в уме держать «глобальное».
Россия, принимая у себя на Дальнем Востоке этот саммит, всячески подчеркивает и его масштабность, и его открытость, и инновационный характер. Символичны уже одни только строительные объекты, возведенные специально к форуму: гигантские мосты через бухту Золотой рог и на остров Русский, а также здание обновленного Дальневосточного университета. Мосты и здания — это то, что созвучно и нам, белорусам. Для нас важен и еще один посыл Владивостока–2012: Дальний Восток должен самыми быстрыми темпами стать близким. Причем наши шансы на это особо велики — у нас есть такие ускорители и коммуникаторы, как Союзное государство, Единое экономическое пространство, а в перспективе — Евразийский союз. И можно не сомневаться, приблизятся к странам Азиатско–Тихоокеанского экономического сотрудничества и все остальные участники мирового сообщества, как бы далеки они ни были географически. В век коммуникаций чисто технически и экономически это сделать несложно.
Дело за политиками — именно поэтому кульминацией саммита АТЭС станет встреча лидеров 21 страны, от которой многого ждут. Конечно, тут есть одна проблема — разношерстность участников. Или, выражаясь научным языком, большие различия в уровне экономического развития стран–участниц. Это бросается в глаза при одном только их перечислении. В настоящее время форум охватывает экономики Австралии, Брунея, Вьетнама, Гонконга (специальный административный район КНР), Канады, Китайской Народной Республики, Индонезии, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Папуа — Новой Гвинеи, Перу, России, Сингапура, США, Таиланда, Тайваня, Чили, Филиппин, Южной Кореи и Японии. Но, впрочем, разношерстность ведь не помешала объединиться в единое целое Европейскому союзу. А здесь, в Азиатско–Тихоокеанском регионе, речи о политическом объединении пока не идет. Здесь пытаются даже не объединиться, а взаимодействовать — через честную конкуренцию — экономически. И, может быть, как раз такая свободная рыночная формула и даст не только новый плацдарм роста, но и новый центр мягкой экономической силы. Который, несомненно, потом трансформируется и в политический.
АТЭС никогда не удастся загнать в нишу энергетического или экономического придатка кого бы то ни было — не стоит забывать, что в эту структуру входят ядерные державы: Россия, США и Китай. Так что мы присутствуем при формировании нового центра силы в новой Азии, и как он будет взаимодействовать со старой «семеркой», зависит от покладистости самой «семерки».