Модернизация Беларуси: абстрактные лозунги — в топку. 21.by

Модернизация Беларуси: абстрактные лозунги — в топку

07.09.2012 19:34 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Нынешняя парламентская кампания проходит на фоне усиливающихся разговоров о необходимости модернизации страны. И происходит это не благодаря недавно стартовавшей программе ЕС «Европейский диалог о модернизации с Беларусью». А из-за растущего понимания несостоятельности белорусской социально-экономической модели.

Однако по какой-то непонятной причине тема модернизации так и остается на уровне абстрактных бесед. Найти хотя бы какую-то конкретику в программах политических субъектов Беларуси достаточно сложно.


Выборы ни о чем

ВыборыИзбирательная кампания лишь набирает обороты. И, разумеется, пока можно делать лишь самые предварительные выводы о ее содержании. Но уже сейчас очевидно, что какой-то серьезной дискуссии о будущем страны не получается.

Большинство кандидатов обеспокоено скорее темой бойкота выборов, нежели тем, что делать со страной, которая уверенно дрейфует в сторону очередного кризиса. Беспартийные члены «Белой Руси» и представители ряда провластных партий с пеной у рта расхваливают политику руководства страны и рассказывают о безнравственности тех, кто призывает к бойкоту. Кандидаты же от оппозиции, похоже, настолько шокированы беспардонными действиями властей на этапе регистрации кандидатов и совершенно не скрываемой цензурой, что забыли обо всем остальном.

В итоге немногочисленные телевизионные дебаты (если их можно таковыми назвать) и предвыборные дискуссии в целом не выходят за рамки незамысловатых взаимных обвинений и односложных рассуждений в стиле «хорошее-плохое» или «черное-белое».

В лучшем случае отдельные кандидаты пытаются поднять какие-то проблемы, волнующие жителей их избирательного округа: где-то асфальта нет, где-то больница давно не ремонтировалась, а где-то есть трудности с пересечением границы с соседним государством.

Понятно, что избирательные кампании кандидатов в депутаты парламента ни могут не иметь региональной специфики. Кандидаты борются за право представлять свой округ на национальном уровне, а значит, должны «вариться» в местных проблемах. Однако первостепенная задача национального парламента — принимать общегосударственные законы и определять общий курс развития страны. И как-то странно наблюдать кандидатов, которые даже не пытаются выразить свое видение такого курса.


Президентские выборы-2010 тоже были не о том

Часто звучит совершенно справедливый аргумент о том, что парламент в белорусской политической системе не играет абсолютно никакой роли. Его функция исключительно декоративно-церемониальная. Поэтому, утверждают некоторые, и нет большого смысла поднимать во время парламентских выборов какие-то масштабные темы, вроде системных реформ.

Но тогда следовало бы ожидать, что на президентских выборах политические субъекты Беларуси уж точно должны активизироваться и во всей красе представить свои программы преобразований в стране. Однако, судя по выборам 2010 года, содержание главной политической кампании пятилетки также не отличается конкуренцией идей модернизации.

Внимательное изучение материалов тех выборов приводит к выводу, что лишь один претендент на высшую должность — кандидат от ОГП Ярослав Романчук — представил на суд избирателя системное видение того, как можно реформировать страну. Еще один кандидат — Александр Лукашенко — представил видение того, как сохранить Беларусь в том образе, в котором она находится в последнее десятилетие.

Остальные же претенденты на президентское кресло по большинству вопросов в конкретику не вдавались. Как показал проведенный тогда Центром аналитических инициатив «Либерального клуба» контент-анализ программ и выступлений кандидатов, многие затрагивали очень важные темы: инвестиции, налоги, сельское хозяйство, коррупцию, банковский сектор, систему образования и т.д. Но делали это, не выходя за рамки общих лозунгов. Конкретика у большинства кандидатов была лишь по вопросу политической реформы. Социально-экономический блок странным образом оставался за кадром.

Кто-то из кандидатов объяснял такую неконкретность тем, что всем и так понятно, какие экономические реформы необходимы и как их претворять в жизнь. Кто-то говорил, что нет смысла обсуждать какие-то сценарии преобразований в экономике, пока у власти находится Лукашенко.

В любом случае факт остается фактом: президентские выборы 2010 года, как и нынешние парламентские, были полны абстрактных разговоров о необходимости модернизации Беларуси, но практически лишены борьбы идей о том, как это сделать.


Политические субъекты — сапожники без сапог

На самом деле проблема не в парламентских или президентских выборах, а в самих политических субъектах. У абсолютного большинства из них попросту нет программных наработок по поводу системной трансформации страны.

Удивительно, но даже в разгар прошлогоднего экономического кризиса из всех формально существующих политических субъектов менее чем у 7% были хоть какие-то антикризисные программы. Это продемонстрировало исследование «Либерального клуба» по определению «Индекса экономической адекватности Беларуси-2011».

Результаты этого исследования показывают, что как страна Беларусь сегодня просто не готова к тому, что все больше кажется неизбежным — существенным социально-экономическим и политическим переменам. И, в первую очередь, не готовы те, кто по идее должен претендовать на ведущую роль в переменах — политические субъекты.

Однако для жизни вокруг нас совершенно не важно, готовы мы или нет. Она идет своим чередом. А мы лишь все больше от нее отстаем. И так будет продолжаться, пока большинство политических субъектов не перейдет от абстрактных лозунгов к программной конкретике. К слову, было бы большим успехом, если бы «Европейский диалог о модернизации с Беларусью» им бы в этом помог.



Евгений ПРЕЙГЕРМАН
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
У большинства политиков попросту нет программных наработок по поводу системной трансформации страны…
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика