Пять базовых условий. 21.by

Пять базовых условий

14.09.2012 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Беларусь в 2013 году должна выйти на устойчивую динамику роста качества и уровня жизни граждан.

Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко сказал, принимая правительство и Национальный банк с докладом о работе экономики за истекший период 2012 года, оценке итогов года и проектах прогноза, бюджета и денежно-кредитной политики на 2013 год.

Результаты работы в текущем году демонстрируют стабильное развитие экономики на макроуровне. Растет выпуск продукции в промышленности (темп роста почти 109 %), в сельском хозяйстве (более 107 %). «Мы имеем бездефицитный бюджет, стабильные золотовалютные резервы в размере чуть более $ 8 млрд.», — сказал Александр Лукашенко.

«Однако следует прямо сказать, что сегодня эти результаты нас уже не удовлетворяют. Потому что не решен ряд проблем, существенно сдерживающих динамичное развитие страны», — отметил он.

Так, 4 из 12 важнейших показателей прогноза на 2012 год пока не выполняются, в том числе главный — по ВВП, темп роста которого составляет около 103 % вместо 105—105,5 % по прогнозу.

Серьезную озабоченность, по словам Президента, вызывает снижение или замедление темпов роста экспорта ряда важнейших товаров, таких как автомобильная, сельскохозяйственная и бытовая техника, продукция металлургии и деревообработки. Многие отрасли промышленности по-прежнему сталкиваются с проблемой затоваренности складов. Нет существенных улучшений в ситуации с расчетами в экономике.

Александр Лукашенко подчеркнул, что недостаток собственных ресурсов и высокие ставки по кредитам сдерживают инвестиционную деятельность. В этой связи он также назвал настораживающей ситуацию в регионах: «Приходится констатировать, что губернаторы уделяют недостаточно внимания развитию реального сектора, слабо ведется инвестиционная работа». На прогнозируемое значение роста валового регионального продукта смогли выйти только Витебская и Минская области, причем Витебская — преимущественно за счет нефтехимического комплекса.

«Нам необходимо комплексное развитие территорий, включая промышленность и сферу услуг. Ни правительству, ни губернаторам не следует прикрываться недостатком денежных средств. Только по китайским кредитам у нас открыто финансирование более чем на $ 8 млрд. Но кредитные средства будут направляться только на прорывные в технологическом отношении проекты», — отметил Президент.

«Мною дано поручение до конца года завершить все организационные работы по комплексной модернизации государственных предприятий. То есть у каждого руководителя предприятия на столе должен лежать план модернизации этого предприятия с выходом на выпуск конкурентоспособной продукции, ориентированной прежде всего на импортозамещение и экспорт. Это главное», — подчеркнул глава государства.

Он отметил, что сегодня реализуется основополагающий принцип «давай прорывной проект — деньги будут». «Проект должен быть окупаемым, ориентированным в будущее. Только под этот проект и иностранцы деньги дадут, и внутри страны мы их найдем. Просто так никто не даст», — заметил Александр Лукашенко.

«И еще об одной острейшей проблеме. Вступление России в ВТО делает рынки ЕЭП ареной жесткой конкурентной борьбы. Европейские и американские производители, а также азиатские компании активно осваивают рынки Казахстана и России. В целом ситуация в мировой экономике усложняется», — сказал глава государства.

Александр Лукашенко подчеркнул необходимость выполнения задания по росту зарплаты и реальных денежных доходов населения. Вместе с тем Президент напомнил, что рост заработной платы в увязке с производительностью труда остается неизменным важнейшим принципом работы: «Мы должны дать возможность людям зарабатывать деньги».

Как доложил премьер-министр Михаил Мясникович, по итогам работы экономики страны за 7 месяцев 2012 года можно судить о том, что необходимые макроэкономические условия выполнения прогноза текущего года созданы, обеспечивается экономический рост. Так, экспорт товаров вырос в целом на 34 % при положительном сальдо внешней торговли товарами и услугами $ 3,6 млрд. Чистый приток валюты в страну превысил $ 3,4 млрд. Численность убыточных предприятий сократилась на 14,5 %, строится 553 объекта социального назначения.

Премьер-министр отметил, что для выхода на целевые темпы прироста валового внутреннего продукта по стране в 2012 году значительно должны прибавить по валовому региональному продукту Брестская, Гродненская и Гомельская области, по основным показателям — концерны «Беллегпром» и «Беллесбумпром», Министерство архитектуры и строительства и Министерство промышленности.

Губернаторы и министры заверили в выполнении доведенных на 2012 год основных показателей.

Что касается прогнозных заданий на 2013 год, то они тесно увязаны с задачами по успешному завершению 2012 года.

Темп роста валового внутреннего продукта должен составить 108,5 %, темп роста экспорта товаров и услуг — 115,2 %, положительное сальдо внешней торговли — 0,7 % ВВП, или $ 500 млн., инвестиции в основной капитал — 106 %, ввод жилья — 6,5 млн. кв. м.

Как отметил Михаил Мясникович, все показатели значительно выше плановых заданий текущего года, однако недостаточны для равномерного в течение трех последующих лет выполнения программы социально-экономического развития страны на пятилетку.

Вместе с тем правительство признает, что предлагаемые темпы роста экономики в 2013 году будет обеспечить чрезвычайно трудно. Особая сложность связана с низкими прогнозируемыми темпами роста в 2013 году у основных торговых партнеров Беларуси. В частности, по данным Всемирного банка и Международного валютного фонда, сравнительно невысокие темпы роста планируются у партнеров по Таможенному союзу, а в ЕС и вовсе ожидается рецессия.

В 2012 году Беларусь вышла на 15 новых рынков, включая Судан, Лаос, Парагвай, Конго, Чад, Того, Бермуды. За счет расширения поставок на нетрадиционные рынки получен суммарный прирост экспорта за 7 месяцев текущего года в $ 335 млн. В то же время правительство требует более активной работы в этом направлении.

Как отметил премьер-министр, в Беларуси доля экспорта в ВВП составляет 84 %, что характеризует открытость экономики. Для сравнения: в США этот показатель равен 13 %, Индии — 22 %, Китае — 27 %, России и Великобритании — около 30 %, Польше — 42 %, Украине — 50 %. Однако эти страны, в отличие от Беларуси, могут позволить себе стимулировать экономику, наращивая в том числе внутренний спрос.

Правительство планирует выполнить прогноз 2013 года за счет обеспечения пяти базовых условий. Это опережающий рост производительности труда относительно темпов роста реальной заработной платы (109,3 % и 107,1 % соответственно), обеспечение положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами (не менее 0,7 % ВВП), бездефицитный бюджет без роста внутреннего долга и эмиссии для финансирования текущих расходов, поддержание положительной, то есть выше темпов инфляции, ставки рефинансирования, привлечение в страну не менее $ 4,5 млрд. валютных ресурсов по финансовому счету платежного баланса, предпочтительно в виде прямых иностранных инвестиций.

При этом главным является макроэкономическая сбалансированность прогноза бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики страны.

В 2013 году за счет прироста экспорта должно быть обеспечено почти две трети прироста ВВП. Правительство предлагает темпы роста экспорта как целевой оценочный показатель довести до каждого субъекта хозяйствования с долей государственной собственности. Эти параметры увязаны с регионально-страновыми заданиями, которые доведены до загранучреждений.

В 2013 году от экспорта товаров следует получить не менее $ 53 млрд. при ожидаемых в 2012 году $ 45 млрд. Учитывая, что доля промышленности в товарном экспорте без продукции сельхозпереработки составляет 90 %, именно на нее ложится основная задача по реализации экспортной стратегии. Поэтому на поддержку экспорта в республиканском бюджете на 2013 год запланировано в три раза больше средств, чем в текущем, что позволяет увеличить объем экспортного кредитования до $ 0,5 млрд. С 1 января 2013 года предлагается ускорить возврат НДС из бюджета для экспортеров. Эти предложения правительство заложило в проект Налогового кодекса.

Экспорт сельскохозяйственной продукции планируется увеличить на 12 %: с $ 4,8 млрд. по оценке 2012 года до $ 5,4 млрд. в 2013 году.

Важным направлением, на котором будут сконцентрированы усилия в следующем году, является модернизация экономики.

На 2013 год запланирован максимальный за всю историю страны объем инвестиций — Br 182,4 трлн., или в эквиваленте $ 20 млрд., из которых доля кредитов банков должна составить не менее 23 %, или Br 42 трлн. С учетом высоких процентных ставок по кредитам в проекте бюджета на 2013 год запланированы необходимые средства для их удешевления. Все предприятия, которые имеют окупаемый проект и реализуют планы комплексной модернизации, будут иметь доступ к ресурсам для удешевления процентных ставок. Как отметил премьер-министр, с учетом прогноза по ставке рефинансирования на 2013 год средств, запланированных в бюджете, достаточно, чтобы прольготировать около Br 40 трлн. кредитных ресурсов, то есть покрыть весь плановый объем прироста требований банков к экономике.

Правительство предлагает изъять у госпредприятий в бюджет часть чистой прибыли (20 %) для создания новых государственных предприятий приоритетных видов деятельности, оставив чистую прибыль для финансирования инвестпрограмм. Правительство, облисполкомы и Мингорисполком утвердят для каждого предприятия эти инвестпрограммы.

Докладывая о планах по жилищному строительству, премьер-министр отметил, что в 2013 году планируется построить 6,5 млн. кв. м жилья, льготные кредиты будут выдаваться под установленные социальные нормативы.

В 2013 году объем финансирования жилищного строительства планируется увеличить в 1,5 раза до $ 2,4 млрд., объем финансирования инфраструктуры — в 2,8 раза — до почти $ 1 млрд. Правительство полагает, что ускоренное развитие инфраструктуры позволит нарастить объемы индивидуального строительства, коммерческого жилья. По расчетам, строительная отрасль будет обеспечена отечественными стройматериалами, их поставки на экспорт также возрастут.

Еще один ключевой аспект, на котором акцентировалось внимание на совещании, — социальная сфера и доходы населения.

Как заверил премьер-министр, поручение по достижению к концу 2012 года средней заработной платы по стране в $ 500 в эквиваленте будет выполнено. В то же время он признал, что обозначился опережающий темп роста заработной платы по отношению к производительности труда, однако правительство намерено уже в ближайшие месяцы ликвидировать этот дисбаланс.

При этом планируется увеличить занятость населения. Соответствующая программа на 2013 год формируется с максимально напряженными задачами регионам. Так, до каждого района страны уже доведено задание прирасти во втором полугодии 2012-го — 2013 году не менее 10 предприятиями с численностью занятых на каждом более 50 человек. Это даст прирост ВВП на 1 %.

Премьер-министр остановился также на экономической безопасности в 2013 году. Энергетическая безопасность во многом определяется внешними условиями и договорной базой ЕЭП. В 2012—2014 годах будут модернизированы основные электростанции, объем инвестиций в АЭС превысит $ 0,5 млрд., будет введено 9 мини-ТЭЦ и 33 энергоисточника на местных видах топлива. Будет обеспечена продовольственная безопасность. Совокупность сбалансированных темпов роста, тотальная экономия и жесткая ответственность кадров за контрольные задания, по расчетам Министерства экономики на базе методологии Белстата, обеспечат в 2015 году выход Беларуси на целевой уровень ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в $ 28—29 тыс. Это центральноевропейский уровень и качество жизни людей.

Говоря о задачах на текущий год, Александр Лукашенко подчеркнул, что прирост ВВП в 5,5 % должен быть выполнен неукоснительно. При этом он предупредил, что это должно быть сделано не за счет складирования продукции, и поручил главе Администрации Президента взять этот вопрос под контроль.

Проекту бюджета на 2013 год присущи полнота учета доходов, сбалансированность принимаемых обязательств с источниками их финансирования, рост его инвестиционной направленности, кредитование госпрограмм в объемах, не нарушающих финансовую сбалансированность.

Изменение экономической структуры бюджета носит позитивный характер и выражается в опережающем росте капитальных расходов над текущими. То есть сделан акцент на развитие социальной и экономической инфраструктуры. Бюджет традиционно будет иметь выраженный социальный характер. Опережающими темпами будут расти объемы финансирования здравоохранения, образования и науки. Одновременно в целях повышения эффективности и результативности расходов бюджета планируется внедрение новых моделей финансирования, ориентированных на результат и реализуемых в качестве пилотных проектов в отраслях образования и здравоохранения. Суть нововведений — установление зависимости бюджетных ассигнований не от фактических затрат на содержание бюджетной организации, а исключительно от объема оказанных ею услуг, а также внедрение соответствующих критериев оценки их качества.

В проекте бюджета сформированы значительные ресурсы для поддержки реального сектора.

Что касается возможной уязвимости национальной экономики от финансовой ситуации в мире и непосредственно в тех странах, с которыми Беларусь активно торгует, Александр Лукашенко потребовал при необходимости делать все для нивелирования отрицательного эффекта: «Если у ваших традиционных партнеров плохо, мы их должны заместить на других, но никакого снижения быть не должно».

 
Теги: Курсы валют
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Беларусь в 2013 году должна выйти на устойчивую динамику роста качества и уровня жизни граждан...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика