Сам создатель швейной машинки «Зингер» позавидовал бы той тщательности, с которой Ангела Меркель упорно латает прорехи Европы. Вчера она «прострочила» разошедшийся «шов» в бюджете Греции, сегодня приступила к выкройке единого экономического союза, а завтра мы увидим национальные бюджеты стран — членов ЕС, сшитые по немецкому образцу. Чем дальше, тем меньше остается сомнений в том, что именно Германия определяет будущее Европы, причем речь идет не только об экономическом развитии. На наших глазах меняется европейский «фасон» — из бесформенного политического «балахона», наскоро скроенного из мечтаний о единой Европе, из–под руки «берлинской белошвейки» появляется....
Впрочем, не будем забегать вперед. Что в итоге получится в результате экономической перекройки, проводимой сегодня под тщательным присмотром немецкого канцлера, мы увидим уже через 2 — 3 года.
Это пообещала в Брюсселе сама Ангела Меркель. В своей речи в Европейском парламенте фрау канцлерин стелила мягко, но не без металла:
— Я буду добиваться того, чтобы амбициозный план по обновлению нашего экономического и валютного союза был принят в декабре. Он должен включать конкретные меры, которые можно будет реализовать в течение 2 — 3 лет.
Несмотря на то что Меркель стремится к усилению союза, она не по–женски лаконично дала понять, что нужно отделить страны валютного блока от тех членов ЕС, которые не используют евро.
Прочитав это, я воскликнула про себя: в этом и заключается новый фасончик! На смену ни к чему не обязывающему стилю прет–а–порте (буквально «готово для носки») — это пиджаки и блузки стандартных размеров — приходит мода на авторские штучки, сделанные под конкретный заказ. Потому что не бывает как двух одинаковых фигур, так и двух одинаковых стран. Каждый получит свое. В зависимости от старания и умения.
Евродепутаты встретили речь канцлера бурными и продолжительными аплодисментами. Что и понятно — отстаиваемое Ангелой Меркель единство ЕС укрепляет и позиции единых органов, в том числе Европарламента. Но есть и другая сторона медали — европейский сепаратизм, усиливающийся именно из–за экономического кризиса. Не случайно именно сейчас громче всего заговорили об отделении Каталонии от Испании, Шотландии от Соединенного Королевства...
От того, будет ли успешным план Меркель, зависит, останется ли Европа в своих нынешних границах?